ЗАО «Корпорация „ГриНН“» Николая Грешилова, включающее сеть гипермаркетов «Линия» в Центральной России, нашло довольно необычный способ стимулирования спроса на грузовые машины, реализацией которых занимается его автотехцентр. Компания начала менять автомобили КамАЗ, МАЗ и MAN на продукты питания. Использование бартера в корпорации «ГриНН» объясняют тем, что в условиях финансового кризиса банки недостаточно финансируют аграриям покупку техники, а лизинговые схемы практически не работают. По новой схеме уже продано более 50 грузовиков.
Объявление о том, что «ГриНН» – «единственная в стране компания, которая предлагает весь модельный ряд КамАЗ, МАЗ и MAN, а также запчасти и услуги сервиса в обмен на продукты питания», появилось на сайте корпорации. Реализацией грузовиков занимается ее автотехцентр. По словам Дмитрия Добрынина, замгендиректора «ГриННа», решение об использовании бартерной схемы было принято в связи с тем, что спрос на грузовики после начала кризиса ощутимо снизился. «Банки фактически прекратили финансировать аграриям покупку техники. Почти перестали работать и лизинговые схемы, – пояснил господин Добрынин. – Поэтому получился замкнутый круг: производители продуктов питания не могут купить необходимые им грузовики, а мы – их продать».
По словам Дмитрия Добрынина, бартерная схема начала пользоваться популярностью, за первые два месяца работы по ней продано более 50 грузовиков. «Сейчас к нам уже обращаются с просьбами заранее заключать договоры о поставке техники в обмен на урожай 2009 года», – добавил господин Добрынин. По его словам, продукты питания, вырученные от бартерных сделок, идут на прилавки сети гипермаркетов «Линия» – либо напрямую, либо через переработку, которая есть в структуре корпорации. «Конечно, нынешняя схема является вынужденной, а в перспективе мы планируем вернуться к денежным расчетам с покупателями техники. Однако в условиях финансового кризиса бартер оказался удачной и эффективной идеей», – подытожил господин Добрынин.
ЗАО «Корпорация „ГриНН“» основано в 1992 году в Курске. Ему принадлежит сеть из 18 магазинов «Линия» в Центральной России, многофункциональный комплекс в Орле. Автотехцентр корпорации работает с 2006 года, его вторая очередь (продажа и обслуживание MAN) запущена в прошлом году. Оборот «ГриННа» в 2008 году, по собственным данным, – 28 млрд рублей. Другие финпоказатели, в том числе долговая нагрузка, не раскрываются. Владелец – гендиректор «ГриННа» Николай Грешилов.
Андрей Данцев, руководитель отдела финансирования строительных проектов Центрально-Черноземного банка Сбербанка России (один из основных кредиторов «ГриННа»), уверен, что бартерная схема продажи грузовиков, которую использует компания Николая Грешилова, в настоящее время весьма эффективна. «Корпорация фактически меняет неликвидный для себя товар на ликвидный, – считает господин Данцев. – Совершенно очевидно, что сейчас для „ГриННа“ с его сетью „Линий“ гораздо проще продать, условно говоря, десять тонн колбасы, чем один КамАЗ».
Алексей Петров, замгендиректора воронежского ООО «Инвестиционная палата», отметил, что в обмене техники по бартерной схеме изначально заложены риски. «Ведь чтобы продать грузовик, его сначала нужно купить. А у автозаводов корпорация приобретает машины за деньги, – пояснил господин Петров. – „ГриНН“, меняя технику на продукты питания, просто удлиняет для себя цепочку от покупки грузовиков до получения за них живых денег, но бартер требует от корпорации определенного запаса финансовой прочности».
Ведущий аналитик управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, в свою очередь, полагает, что аграрии сейчас активно сокращают расходы на обновление парка и нуждаются в живых деньгах, которые рассчитывают получить за счет продолжающегося роста цена на сельхозпродукцию. «Я не думаю, что придуманная схема „автомобили в обмен на продовольствие“ получит популярность, тем более что сельхозпроизводство сопряжено с большими рисками и никто не может быть уверен в следующем урожае», – резюмировал господин Баранов. Он добавил, что, по данным Росстата, производство грузовых автомобилей в России по итогам первого квартала сократилось в два-четыре раза, а продажи – на 80-90% к показателям годовой давности.