Для большинства предприятий торговля маркированной продукцией на сегодняшний день вызывает больше вопросов, чем ответов.
Если магазин раньше не торговал алкоголем, бытовой техникой с серийными номерами и другими товарами, по которым уже велся поштучный учет, то он неизбежно столкнется со следующими особенностями перехода на новые принципы учета:
- Система автоматизации будет работать по-новому, добавится электронный документооборот, новые поля, новые документы. Принципы работы с документами изменятся. Работа учетных систем будет меняться достаточно быстро – будут появляться новые операции и новые отчеты.
- Персоналу придется постоянно адаптироваться к изменению в программах и бизнес-процессах. Будут ошибки в работе с документами, часть из которых может стать очевидной только с проверкой, которая выявит нарушения в учете маркированных товаров.
- Упадет скорость работы с товарами. Вместо визуального контроля соответствия товара наименованию и ручного указания количества товаров в документе придется сканировать двумерный штрих-код с каждого товара практически в каждом бизнес-процессе, от закупки до инвентаризации и продажи.
Для того, чтобы снизить количество ошибок и повысить скорость, нужно правильно подготовить предприятие к ведению учета по-новому. Необходимо помочь линейному персоналу справляться с возросшими объемами взаимодействия с товарами, подсказывать им как правильно выполнять те или иные действия в программе, возможно даже снизить самостоятельность в принятии решений при работе с товарами в пользу четкой, алгоритмической работы.
Использование мобильных терминалов вместо стационарных компьютеров для работы с маркированными товарами даст дополнительный эффект – значительно, в несколько раз, сократится время на такие рутинные операции, как приемка товара или инвентаризация: с маркировкой необходимо сканировать каждый товар, и зачастую гораздо проще подойти с терминалом сбора данных (ТСД) к стеллажу или паллете, чем переместить все товары к компьютеру со сканером.
Мы придерживались этих принципов, когда разрабатывали собственное решение DataMobile Маркировка для терминалов сбора данных. Покажем на примере лишь нескольких процессов, почему ТСД становится незаменимым помощником практически любого предприятия, торгующего маркированной продукцией.
Приемка товара
Один из важнейших процессов при работе с маркированными товарами. Невнимательное отношение к приемке и отсутствие входящего контроля уникальных кодов, нанесенных на продукцию, может привести к сложно распознаваемому пересорту продукции по кодам маркировки – визуально продукция совпадает с накладной, но поставщик может по ошибке указать одни коды во входящей товарно-транспортной накладной, а положить продукцию с другими кодами. В результате предприятие торгует товарами, которые по документам не приобретались, что вызывает закономерный интерес контролирующих органов. Кроме того, коды могут быть поддельными или плохо читаемыми. Всё это вызовет проблемы при продаже маркированной продукции.
Загрузка накладной, полученной через электронный документооборот (ЭДО), на терминал сбора данных с установленным решением DataMobile для маркировки, и последующее сканирование всех индивидуальных или упаковочных кодов позволяет сверить фактические товары с электронной накладной, и в режиме реального времени вычленить проблемную продукцию. Все расхождения тут же будут отправлены поставщику, чтобы он либо отправил новые документы через ЭДО, либо забрал продукцию с проблемными кодами DataMatrix.
Использование ТСД в этом процессе позволяет осуществлять входящий контроль прямо в зоне приемки товара, без дополнительных перемещений по складу, а любые отклонения от накладной будут видны прямо в момент сканирования товара.
В итоге, с минимальными затратами времени, предприятие может обеспечить 100% легальность входящих товаров и порядок в учете каждой единицы продукции в последующих действиях – не будет накопленной ошибки с товарами в товароучетной системе и сложных разборов, на каком этапе появилась нелегальная продукция.
Сборка заказов и перемещение товаров
При перемещении маркированных товаров, также, как и в любом другом документе, необходимо указать список всех уникальных идентификаторов товаров, соответствующих каждому перемещаемому товару. Для некоторых видов товаров может потребоваться дополнительный контроль различных свойств товара, например МРЦ сигарет. В случае крупных складов хорошо, когда маркировка работает совместно с адресным хранением, мы четко знаем, в какой ячейке у нас находятся товары с нужными уникальными идентификаторами.
DataMobile Маркировка делает работу по сборке партии для перемещения или отправки заказчику привычной, такой же, как и для обычных товаров, только добавляется дополнительное сканирование DataMatrix.
Выгруженная на ТСД накладная с уже указанными кодами маркировки позволит собрать только ту продукцию, по которым коды маркировки будут совпадать. ТСД сам подскажет, в какой ячейке искать нужные товары, а при попытке добавления товара, отсутствующего в накладной, терминал сбора данных заблокирует добавление товара в заказ и выдаст предупреждение.
Возможна выгрузка на ТСД накладной без указания кодов. В этом случае коды в накладной заполнятся при сканировании DataMatrix с нужных товаров. Параллельно будет осуществляться контроль МРЦ или других свойств маркированных товаров, чтобы они соответствовали выгруженной накладной. В результате прямо на ходу формируется накладная с точным указанием всех кодов отгружаемой продукции. Ее останется только отправить покупателю через ЭДО после сборки всех позиций.
Маркировка остатков
Маркировка остатков и постановка на баланс продукции в системе «Честный знак» для розницы будет совершенно новым процессом. Кроме стандартного учета здесь понадобится контроль кодов, которые уже были использованы для маркировки, а также печать этикеток с кодами на мобильном или стационарном принтере. Мы рекомендуем использовать DataMobile Маркировка в комплекте с мобильным принтером, подключенным по Bluetooth.
Логика работы тогда будет следующей: оператор подбирает товар по-обычному линейному штрих-коду, нанесенному на упаковке, в случае необходимости проверяет такие свойства товара, как цвет или размер, DataMobile выбирает DataMatrix, который соответствует именно этой единице товара. На мобильном принтере печатается этикетка с этим кодом, которую остается только наклеить на упаковку. А использованный код выбывает из оборота и становится недоступным для дальнейшего выбора.
Для маркировки больших объемов продукции мы рекомендуем использовать DataMobile, версию Online, в которой данные синхронизируются между терминалами в режиме реального времени – использованные коды маркировок будут недоступны сразу на всех терминалах сбора данных.
Что делать дальше?
Мы показали, что ТСД с программным обеспечением, разработанным специально для маркировки, является неотъемлемым инструментом в ежедневной работе практически любого предприятия. Со своей стороны, мы обеспечили, чтобы наше решение DataMobile было совместимо с максимальным количеством учетных систем (1С, ДАЛИОН, Штрих-М и другие)
Чтобы узнать особенности работы с маркировкой в вашем бизнесе, или ближе познакомиться с решением DataMobile, обращайтесь к нам. Мы поможем решить любые вопросы «под ключ», связанные с использованием терминалов сбора данных и ПО для учета маркированной продукции.
Контакты
Россия, Москва, ул. Одесская д.2, корп. А
Телефон: +7 (495) 980-1069
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.