Аналог французского "Ранжиса" — крупнейшего в мире рынка свежих продуктов, столичные власти обещают за 1,5-2 года построить за МКАД. А с проектом москвичи смогут познакомиться уже на октябрьской агропромышленной выставке "Золотая осень".

"Ранжис" по-московски

За МКАД планируется создать несколько площадок, куда производители будут привозить продукты категории fresh и ultra-fresh (свежие и суперсвежие). Это три рынка, которые будут располагаться в 5-7 км за МКАД, но на территории Москвы, пояснили "РГ" в столичной мэрии. Одна площадка — в Молжаниново, между Ленинградкой и строящейся платной трассой Москва — Санкт-Петербург. Вторая — в районе Толстопальцево — сразу за Внуково, между Киевским и Боровским шоссе. Третья — слева от Симферопольского шоссе, если ехать в Москву, недалеко от аэропорта Остафьево.

Почему именно там? Чтобы не создавать дополнительные пробки. Ведь продукты на большие рынки доставляют фуры. И если построить рынки вблизи густонаселенных районов Москвы, они забьют все дороги. Но и очень далеко выносить нецелесообразно — горожанам неудобно, да и издержки на дальнейший развоз по точкам слишком высоки.

Только от коровы

По оценкам экспертов, на 3 площадках московского "Ранжиса" в год может продаваться до 3 млн тонн свежих продуктов. И это будет настоящая фермерская продукция: молоко, молочные продукты, мясо, рыба, овощи, фрукты, хлеб и т. д. Тут же на рынках производители смогут перерабатывать ее в полуфабрикаты.

Всего на 3 площадках планируется разместить до 1000 производителей и дистрибьюторов. Для них построят 500 тыс. кв. метров складских и торговых площадей. Под одной крышей будут фитосанитарный контроль, переработка, доставка, хранение, упаковка. В мэрии надеются, что эта огромная индустрия приведет к снижению торговой наценки в оптовом звене. Сейчас, по экспертным оценкам, она слишком завышена и на некоторые товары доходит до 70%. После открытия оптовых рынков удастся снизить ее вдвое. Именно так случилось во Франции, Испании, Голландии, Германии, которые создали подобные рынки много лет назад.

Строить инфраструктуру для рынков будут частные инвесторы. Это — принципиальная позиция мэра Собянина. Зато власти города готовы заняться дорогами — строить развязки, съезды-заезды.

А сейчас?

Пока же Москва по потреблению всех свежих продуктов — и овощей, и фруктов, и охлажденных, а не замороженных, рыбы и мяса, заметно отстает от других мегаполисов. Что неудивительно. Мощными холодильными установками у нас оснащены даже не все элитные супермаркеты, не говоря уж о магазинах экономкласса.

Треть москвичей покупает свежие овощи и фрукты на сельхозрынках, таких, как "Даниловский", "Кунцевский", "Велозаводский", "Лефортовский", "Царицынский", "Люблинский", "Преображенский" и "Рижский". Помидоры с картошкой там, конечно, всегда свежие, но стоят недешево. Остальные две трети горожан ходят на 133 ярмарки выходного дня, где сейчас торгуют 5 тыс. фермеров из 40 регионов. Реальных производителей примерно половина. Остальные — посредники.

Цены на ярмарках на 10-15% выше, чем в сетевых супермаркетах. В мэрии объясняют, что не могут навязывать продавцам ценовую политику. К тому же фермерская продукция, выращенная своими руками, по определению не может быть дешевле, чем продукты, произведенные в промышленных условиях с консервантами.

Но косвенные способы сдерживания цен все-таки применяются и здесь. Например, в Зеленограде на каждой ярмарке стоит информационный стенд, на котором вывешены цены на ярмарке в сравнении с ценами на городском рынке. Если в городе цена ниже, то продавцы на ярмарке вынуждены идти на понижение, иначе покупатели уйдут. Кроме того, каждое воскресенье — в последний день работы ярмарок — продавцы стремятся распродать товар, чтобы не выбрасывать и не везти обратно. Потому, как правило, отдают за полцены.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments