"SAP EWM для управления складами, или как успеть в последний вагон уходящего поезда". Блог Константина Фролова, исполнительного директора CIBER Russia.

«Время и прилив никогда не ждут»
Вальтер Скотт

«Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше»
Франсуа Рабле

Российский бизнес все отчетливее осознает вызов сегодняшнего дня: чтобы быть успешным или хотя бы выживать в условиях глобальной экономики, надо быть по-настоящему конкурентоспособным. Административная защита в виде заградительных пошлин и создания барьеров работает все меньше. Российским компаниям все труднее конкурировать с иностранными даже на рынке своей страны, не говоря уже о том, чтобы быть востребованными за границей.

Правда, уже есть первые позитивные шаги, дающие некоторую надежду на улучшение позиций отечественной продукции. Один из них – создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана как попытка склеить то, что еще не окончательно развалилось и совсем недавно представляло единое целое в рамках другого Союза.

Стратегические условия для успешности вроде бы создаются, однако могут ли отечественные предприятия производить качественный и потому конкурентный продукт? Статистика и опыт говорят, что могут. А вот конечная цена такого продукта при сопоставимом с зарубежными аналогами качестве зачастую оказывается не конкурентоспособной – она выше. А причина увеличения цены проста: отечественный продукт неконкурентен из-за неэффективной логистики.

Логистика всему голова

Давайте взглянем на некоторые факты. Только около 3% компаний из числа стран Таможенного союза имеют четко проработанную логистическую стратегию, тогда как на Западе таковых – более 90%. Западные компании уже давно поставили высокие технологии на службу логистике. В этом плане мы отстаем от Европы и США, по разным оценкам, на 3-10 лет. И этот разрыв надо устранять. Хорошая новость состоит в том, что российским компаниям не нужно «изобретать велосипед», достаточно использовать лучший мировой опыт, безусловно, адаптированный к российским реалиям.

В странах с развитой рыночной экономикой торгово-логистические компании и товаропроизводители, не имеющие четко проработанной логистической стратегии, вынуждены были покинуть рынок. У нас такие компании пока еще могут существовать – административные барьеры это позволяют. Однако совершенно очевидно, что эти барьеры временные и в обозримом будущем должны исчезнуть.

А теперь представьте: вы, руководитель компании, проснулись утром, а защитных барьеров больше нет, или нет хотя бы большинства из них. И вашей компании предстоит конкурировать с иностранной, продукт которой качеством не хуже, но доля логистических издержек в конечной цене этого товара – 11-12%, а у вас в Таможенном союзе – до 24%. Вопрос, чьи услуги и продукты купят в итоге, явно риторический.

Спасательный круг

ИТ-компании не смогут построить дороги, складские комплексы, порты или уменьшить стоимость топлива. Однако решить совместно с бизнесом задачу эффективной организации логистики, начиная от выработки стратегии и заканчивая практическим использованием технологий, ИТ-компании, безусловно, могут. Естественно не все, а только те, что имеют опыт, квалификацию, репутацию.

В хороших учебниках по логистике перечислены все процессы управления складским учетом, которые под силу автоматизировать продвинутой ИТ-компании: среди них и управление запасами, и переработка грузов, и обработка заказов, и многие другие. Перечисление этих процессов не является целью данной статьи. Рассмотрим вопросы того, как повысить конкурентоспособность компании с помощью эффективной логистики, какие шаги нужно сделать в первую очередь, какие решения представлены на рынке и в чем их преимущества.

От стратегии к тактике

Давайте посмотрим только на одну из составляющих логистики – управление складским комплексом. Для компании, стремящейся занять место под солнцем на долгое время, но в то же время еще не выработавшей четкой логистической стратегии, очень важно не ошибиться в самом начале и сделать правильный выбор программного продукта для автоматизации складской деятельности, то есть, выбор WMS-системы (Warehouse Management System – системы управления складами). Причем рассматривать автоматизацию складской деятельности при внедрении WMS необходимо не как автономную задачу, а как задачу, решаемую в процессе комплексной автоматизации управления цепочками поставок (SCM – Supply Chain Management).

Итак, что могут дать WMS-системы? Давайте посмотрим на факты. До 95% времени оборота товара внутри компании приходится на логистические операции, причем львиная доля времени приходится на хранение на складе. В структуре издержек на логистику только расходы на хранение запасов составляют более 50%. Доля отвлеченного на логистику оборотного капитала компаний составляет от 10 до 50% от суммы всего оборотного капитала. Даже без скрупулезного анализа очевидно, что потенциал оптимизации логистики далеко не исчерпан: каждый из приведенных здесь показателей может быть улучшен за счет внедрения «правильной» WMS. При этом, WMS может внести свою лепту в улучшение каждого из показателей управления цепочками поставок (SCM), в числе которых: снижение издержек на хранение запасов на всем пути движения материального потока, расчет оптимального времени прохождения товаров по логистической цепи, контроль транспортных расходов, сокращение ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Путь SAP: от WMS к EWM

Как выбрать систему управления складами? Обратимся к авторитетному мнению консалтинговой компании Gartner, которая отмечает явное движение к лидирующим позициям решения для управления складами от SAP AG (которая для нашей компании CIBER – основной партнер).

Исторически SAP развивала функционал управления складом в рамках ERP-платформы: решение называлось SAP ERP WMS. Главный недостаток SAP ERP WMS состоял в том, что система была слабо ориентирована на оптимизацию логистических цепочек. Система обеспечивала порядок на складе, но выигрыш от ее внедрения был больше у тех компаний, чей персонал более квалифицирован: чем опытнее диспетчер, тем правильнее распределяются задания, чем острее глаз – тем лучше пополнение склада и т.п.

При этом, задача интеграции с SAP ERP – наиболее популярным ERP-решением для торговых и производственных компаний – практически не стояла, так как система изначально являлась ее модулем. Это очень важно, поскольку в процессе интеграции идеально функционирующей ERP-системы и полнофункциональной системы управления складом от разных производителей можно потерять достоинства обеих систем и получить в итоге плохо сшитое лоскутное одеяло.

Затем компанией SAP было создано специализированное решение для управления складской логистикой – SAP SCM EWM. Это модуль, являющийся компонентой SCM решения от SAP, преимущественно разворачиваемый как отдельная система, однако, требующий ERP в качестве ведущей системы. Кстати, не обязательно ERP должна быть от SAP.

Преимущества SAP SCM EWM очевидны, и их уже оценили сотни компаний во всем мире. В SAP EWM реализованы комплексные процедуры, учитывающие специфику работы предприятий, благодаря которым производится оптимизация размещения и хранения, повышение эффективности распределения задач, управление трудовыми ресурсами. При этом возможность ошибки персонала (тот самый пресловутый человеческий фактор) в SAP EWM сведена к минимуму, поскольку все принципиальные решения принимаются на уровне самой системы. Можно сказать, что SAP EWM обладает интеллектом, благодаря которому все возможные действия и ходы можно просчитать внутри системы и выбрать наиболее эффективную последовательность операций. И аналогично с SAP WMS, проблемы интеграции с SAP ERP попросту нет: по сути обе системы уже интегрированы, хотя и являются компонентами логически разных подсистем. Принимая это во внимание, очевидно, что внедрение SAP EWM влечет меньшие риски, чем выбор в пользу других программных продуктов.

Первопроходцы: первое внедрение SAP EWM в России

Важно и то, что в России уже есть примеры удачных внедрений SAP EWM. Начало положено: в 2010 году CIBER реализовала первый российский проект внедрения EWM для одного из крупнейших отечественных ритейлеров – компании «ЛЕНТА» (для которой, кстати, мы делали в 2004-2005 гг. первый проект внедрения SAP for Retail в России).

Были ли выявлены преимущества EWM для «ЛЕНТЫ» в процессе внедрения и эксплуатации системы? Да, и достаточно заметные. Во-первых, система оказалась более гибкой: например, при размещении товара она показывает не просто свободную ячейку, а ту, которая расположена ближе всего. Во-вторых, в системе работает модуль Task&Resource Management, который ставит задачи с учетом самостоятельно рассчитанной системой нагрузки; есть Labor Management – модуль, передающий данные о продуктивности работника в HR-систему для расчета заработной платы; есть Cross Docking и Flow-through, в которых настраивается специфика бизнес-процессов заказчика. Важно и то, что система, интегрированная с ERP, имеет единый источник основных данных. К преимуществам отнесем и достаточно простое администрирование системы и легкость масштабирования: не требуется затевать отдельный проект для автоматизации нового склада. И самое главное: можно быть уверенным, что с вызовами времени EWM справится, поскольку система имеет большой потенциал развития и масштабирования.

Не успел – значит опоздал

На российском рынке ритейла конкуренция в последние годы значительно возросла. Великий французский писатель Франсуа Рабле сказал: «Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше». Эти слова очень точно подходят к ситуации, которая сегодня складывается в розничной торговле. Умение предугадывать покупательский спрос и оптимальным образом своевременно планировать запасы, без преувеличения, значит все для выживания компании на рынке. И роль системы управления складами в этом процессе неоценима – как для торговых компаний, так и для производственных предприятий и логистических операторов.

Хотелось бы еще раз напомнить о времени: оно неумолимо. Выигрывает тот, кто быстрее принимает правильные решения. Осознание проблемы может прийти слишком поздно – в данном случае, я имею в виду проблемы в логистике. Так, несмотря на то, что в России есть, кому внедрять передовые решения от SAP, внедрение требует времени. И ни одна компания не застрахована от того, что ей просто элементарно может его не хватить, чтобы победить свои внутренние проблемы, мешающие выжить, и затем стать успешной.
*на правах рекламы

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments