В конце марта начался очередной виток противостояния президента США Дональда Трампа и крупнейшего ритейлера в мире Amazon. Журналисты узнали о планах Трампа пересмотреть налоговую нагрузку на компанию — и на этом фоне капитализация Amazon рухнула на $66 млрд. Мы разобрались, что не поделили 45-й президент США и вторая по величине частная компания планеты.
Какие претензии у Трампа к Amazon?
Дональд Трамп требует, чтобы Amazon полностью выплатил налоги «по реальным расценкам», и утверждает, что из-за контракта с ритейлером государственная почтовая служба США теряет в среднем $1,5 за каждую посылку. Общие потери почты президент оценил в «миллиарды долларов» (при этом федеральные регуляторы, по данным The Guardian, ранее признали контракт рентабельным).
Кроме того, Трамп снова назвал принадлежащую главе Amazon Джеффу Безосу газету The Washington Post «лживой», а издание The New York Times — «пробивающим дно» (англ. “failing”).
…does not include the Fake Washington Post, which is used as a “lobbyist” and should so REGISTER. If the P.O. “increased its parcel rates, Amazon’s shipping costs would rise by $2.6 Billion.” This Post Office scam must stop. Amazon must pay real costs (and taxes) now!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) March 31, 2018
За несколько дней до этого Трамп обвинил Amazon также в вытеснении с рынка «тысяч ритейлеров» — речь идёт о традиционном ритейле и торговых центрах.
I have stated my concerns with Amazon long before the Election. Unlike others, they pay little or no taxes to state & local governments, use our Postal System as their Delivery Boy (causing tremendous loss to the U.S.), and are putting many thousands of retailers out of business!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) March 29, 2018
Издание Axios со ссылкой на свои источники утверждает, что президент намерен изменить налоговый режим для компании: моральное состояние Трампа собеседник издания оценил как «одержимость Amazon». По данным издания, президент вслух интересовался, может ли он как-то использовать против Amazon закон о защите конкуренции или антитрестовское законодательство.
Трамп не впервые нападает на компанию: летом 2017 года он обвинил компанию в лишении американцев рабочих мест, а The Washington Post — в публикации множественных фейковых новостей о нём. Как правило, президент публикует критические твиты в адрес Amazon с регулярностью в несколько месяцев.
В чём причина конфликта?
В деньгах. По данным Axios, к активным действиям Трампа подталкивают «его друзья с рынка недвижимости», которые теряют деньги из-за развития онлайн-торговли. Кроме того, принадлежащая Безосу газета The Washington Post регулярно критикует президента: этот конфликт тянется ещё со времён, когда Трамп не занимал кресло в Белом доме.
Что президент может сделать частной компании такого масштаба?
Каждый твит Трампа сказывается на капитализации Amazon: так, после публикации Axios о недовольстве президента акции ритейлера рухнули на 9% — ритейлер потерял $66 млрд за один день.
Трамп может инициировать проверки Amazon на соответствие различным законам, в том числе антимонопольным. При этом, пишет The Wall Street Journal, для привлечения ритейлера к ответственности по антимонопольному законодательству президенту придётся менять законы: на сегодняшний день Amazon занимает только 4% рынка розничной торговли США (при этом его доля рынка онлайн-торговли — 43%).
Президент может поддержать изменение законодательства, которое позволит штатам устанавливать налог с продаж на покупки через посредников — сейчас этот налог не затрагивает компании, которые физически не присутствуют в штате. Кроме того, Трамп может помешать Amazon выиграть контракт Пентагона на обновление облачных сервисов в сентябре, пишет Bloomberg.
Как отвечает Amazon?
Пока что Amazon не вступает в войну и ограничивается троллингом: так, в июле компания начала продавать туалетную бумагу с твитами Трампа. По мнению аналитиков, пока что президент не имеет серьёзных козырей, угрожающих бизнесу Amazon.
Кто ещё попадал под твиттер-критику Трампа?
Многие. В начале 2017 года, после избрания Дональда Трампа президентом США, Bloomberg сформировал два биржевых индекса: в один входили компании, о которых новый президент отзывался хорошо, во второй — получившие негативную оценку Трампа. В первый портфель вошли компании Colony Capital, CoreCivic, ExxonMobil, Facebook, Ford Motor, Goldman Sachs Group, JP Morgan Chase, PayPal, Sprint Corp., SoftBank и United Technologies, во второй — Amazon, Boeing, General Motors, Kellogg, Lockheed Martin, Macy’s, New York Times Co., PepsiCo, Rexnord, Tesla Motors, Time Warner, T-Mobile US, Toyota Motor Corp., Twitter Inc. и Constellation Brands. За 2,5 месяца первый портфель подорожал на 14,7%, второй — лишь на 5,3%, рассказывает РБК.
Также президент периодически критикует прессу: помимо The Washington Post, под его критику часто попадают CNN и The New York Times.
Алексей Максимук | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.