В первый день осени 2021 года закрылся интернет-магазин KupiVIP — один из первопроходцев фэшн-ритейла в онлайне, 13 лет проработавший по модели закрытого интернет-дискаунтера. Мы вспомнили, как начиналась эта история, и попробовали понять, почему она закончилась.
Как появился
KupiVIP — проект хорошо знакомого российскому ритейлу немца Оскара Хартманна. В кризис 2008-го Хартманн работал в Boston Consulting Group, где изучал по работе стратегии немецкого фэшн-ритейла — и в итоге решил, что россиянам крайне не хватает закрытого клуба для распродаж люксовой одежды. Идея так захватила немца, что он уволился из BRG и стал искать деньги на запуск онлайн-площадки. В 2008 году онлайн был не самым очевидным направлением для инвестиций — но к осени бизнесмен всё же привлёк $3 млн, и в октябре на KupiVIP состоялась закрытая распродажа для первых 70 покупателей.
Товар Хартманн закупал в Германии и доставлял в Россию через компанию своего отца. В основу модели предприниматель заложил идею распродаж люксовой одежды с серьёзной скидкой для членов клуба. Идея быстро взлетела: уже спустя год магазин принимал по 2 тысячи заказов в день, а к концу 2010-го членами клуба KupiVIP были свыше 2,5 миллиона человек.
Как работал
Золотые годы для KupiVIP случились между двумя экономическими кризисами. В 2011-м проект привлёк рекордные тогда для местного рынка $55 млн инвестиций, а всего за время существования в магазин вложили почти $120 млн. Уже в 2012-м Хартманн начал вынашивать планы IPO в следующие три года и грезил об оценке бизнеса в $1 млрд. Размещения не случилось — но и без этого KupiVIP год за годом попадала в десятку крупнейших интернет-компаний страны.
В 2016-м компания заявила о выходе на окупаемость и впервые раскрыла операционные показатели: выручка за предыдущий год составила 16,5 млрд руб. с ростом на 50% — значительно выше рынка e-commerce. На тот момент в клубе были зарегистрированы 17 млн человек, из них два миллиона что-либо покупали. Примерно в те же годы компания пытается понемногу выходить в офлайн — открывает первые физические магазины в Москве. В итоге за несколько лет их откроют всего пять.
С 2010-го — по мере привлечения инвестиций — у KupiVIP начинает расти число акционеров. Количество владельцев увеличивается в несколько раз — спустя десять лет их будет уже 19.
Как закрылся
Как только рынок интернет-торговли стал действительно массовым, у KupiVIP начались проблемы. Вероятно, дело было не в качестве управления — просто модель магазина «для своих» из 2008 года к концу 2010-х окончательно перестала работать. KupiVIP оказалось нечего противопоставить конкурентам-гигантам с открытой моделью продаж, в первую очередь Wildberries, Lamoda и Ozon.
С 2016-го компания катилась вниз в рейтингах крупнейших интернет-бизнесов страны. К 2020-му она оказалась уже в районе второй десятки — при этом по объёму продаж среди фэшн-ритейлеров в онлайне всё ещё оставалась в числе десяти крупнейших в стране. За четыре года выручка управляющей компании — ООО «Приват Трейд», в которую также входит закрывшийся одновременно с KupiVIP магазин Mamsy — упала с 4 млрд до 1,18 млрд руб., чистый убыток за то же время вырос с 230,9 млн до 414,4 млн руб.
Чтобы остаться на плаву, компании были нужны инвестиции. Весной 2021-го «Приват Трейд» объявил о грядущей сделке с «Яндексом»: за счёт ритейлера монополист рассчитывал усилить «Яндекс.Маркет», который таким образом планировал быстро выйти в фэшн-сегмент. Но намерение осталось намерением: в мае «Яндекс» заявил, что выходит из сделки, сославшись на то, что «оценил возможные риски», которые компании не подошли. О каких рисках шла речь, в «Яндексе» не сообщили — но эксперты предположили, что дело могло быть именно в финансовом состоянии «Приват Трейда». На тот момент сделку оценивали в 6 млрд руб., но более реальной цифрой с учётом финансовой динамики магазинов на рынке называли 1 млрд руб.
Примерно с того же времени стали появляться жалобы поставщиков KupiVIP на неоплату по договорам. В компании никак не комментировали происходящее — а 1 сентября без предупреждения объявили о закрытии и KupiVIP, и Mamsy после 13 и 12 лет работы соответственно.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.