ИД Retailer решил изучить, как устроены распределительные центры крупнейших российских ретейлеров. Мы уже рассказывали о ростовском распредцентре X5 Retail Group, обслуживающем более 450 магазинов "Пятерочка" южного дивизиона компании. Сегодня мы расскажем о распределительном центре "Связного" в Подмосковье, который обслуживает все магазины ретейлера, а их около 3000 по всей стране.

В 30 км от Москвы, недалеко от аэропорта "Домодедово", есть микрорайон Белые Столбы. В 2006 г. там на земельном участке 144 га открылся индустриальный парк "Южные врата". За эти неполные 10 лет на пустыре "выросли" складские и производственные комплексы общей площадью более 500 тыс. кв. м.

Здесь работают логистические центры ведущих мировых и отечественных компаний: John Deere, "Декатлон", Kimberly-Clark, Volvo, Leroy Merlin, "36,6", DHL, Next, "Связной" и прочие.

Распределительный центр (РЦ) "Связного" в "Южных вратах" открылся в конце 2014 г. Его общая площадь — 21 тыс. кв. м: 18,5 тыс. занимает складской комплекс, 2,5 тыс. — офисные помещения.

На сегодняшний день это самый большой РЦ компании в стране, стройка более крупных комплексов не планируется. Отсюда товар развозится по сравнительно небольшим региональным кросс-докам и магазинам (около 3000 торговых точек по всей России). Такая сверхцентрализованная система распределения товаров экономически выгодна, объясняет вице-президент "Связного" по ИТ, логистике и региональному развитию Дмитрий Малов.

"Избыточные склады создают избыточные издержки. Сейчас в каждом регионе нашего присутствия есть наши кросс-доки, задача которых — принять из центрального РЦ груз и перенаправить его по магазинам без промежуточного хранения и переупаковки. Таким образом, мы экономим до 1,5 дней товара в пути, складские площади и ФОТ", — говорит Дмитрий Малов.

 

Система управления

На складе работают около 160 человек. Ежедневно через их руки проходят тысячи товаров, начиная от SIM-карт и заканчивая ноутбуками и компьютерами. Всего на складе хранится около 12 тыс. SKU.

Товар хранится в зоне напольного хранения и на специально построенных мезонинах. Все товары, стоимость которых выше определенной суммы, хранятся в отдельной, закрытой зоне, доступ к которой есть только у ограниченного числа сотрудников "Связного". Это люди, проверенные временем и компанией, говорит директор РЦ Александр Мурунов.

Управление РЦ и всей логистикой "Связного" осуществляется через систему, разработанную ИТ-специалистами компании. За ее основу взята база "1С: Предприятие". Эта же система отвечает и за управление финансами, кадрами и работой всех точек ретейлера, говорит Дмитрий Малов. Управление РЦ осуществляется централизованно, из офиса "Связного". В самом комплексе компании в "Южных вратах" сидят только два дежурных ИТ-специалиста.

 

Вход со своим запрещен

Склад "Связного" — зона строгого контроля. Сюда нельзя проходить со своими гаджетами, а каждого сотрудника проверяют металлоискателем перед входом и выходом. По периметру и над каждым рабочим местом — камеры, территория склада — под тщательным контролем службы безопасности, насчитывающей несколько десятков человек (собственная система безопасности и внешняя).

Такой строгий контроль Александр Мурунов объясняет ценностью товаров, которые хранятся на складе.

"В Советском Союзе было распространено мнение, что если вы работаете на заводе, то имущество завода — это и ваше имущество тоже. Сейчас, конечно, такого нет, к тому же мы тщательно отбираем наших сотрудников и доверяем им. Но это не значит, что мы не должны лишний раз перестраховываться", — говорит он.

Таможня и перевозки

В день через РЦ "Связного" проходит 2–3 фуры и 20–30 более мелких машин, рассказывает директор центра Александр Мурунов.

В пул грузоперевозчиков "Связного" входит несколько компаний. Есть два пути, по которым можно попасть в этот пул: либо принять участие в тендере, либо предложить свои услуги ретейлеру напрямую. Компания все время ищет перевозчиков, которые предлагают оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг, говорит Дмитрий Малов, но при этом подчеркивает, что с "ненадежными фирмами они работать не готовы".

"Когда появляется новая компания, мы ее тестируем — даем небольшие заказы. В случае если они удовлетворяют нас по цене и по качеству, мы заключаем с ними контракты", — рассказывает он.

Под "ненадежными фирмами" понимаются те перевозчики, которые подают машины не вовремя или машины неподходящей конфигурации (например, незатребованного тоннажа), не обеспечивают охрану товара и так далее.

Товар "Связного" застрахован по всей цепочке (склад — перевозка — точка). Компанию обслуживает несколько страховых фирм.

С таможенными брокерами "Связной" уже давно не работает, так как сейчас практически все зарубежные компании имеют представительства в России, и на склад поступает уже растаможенный товар, объясняет Дмитрий Малов. Исключение составляют точки ретейлера в Белоруссии — несмотря на союзные отношения стран, там появляется дополнительное оформление грузов.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments