Участники рынка DIY уже несколько лет говорят о задержках с оплатой за поставленный товар, существующих в сети «Метрика». Обстановку усугубляют около 15 исков на сумму более 14 млн. руб, находящихся сейчас на рассмотрении в Петербургском арбитражном суде.
В «Корпорации СБР», управляющей сетью, говорят, что количество просрочек по оплате поставщикам увеличились после 2008-го кризисного года. Причиной тому стало снижение оборачиваемости товара по сети из-за одновременного снижения спроса и массового открытия магазинов евроспейскими конкурентами. Товар перестал продаваться — компании нечем стало за него платить. С тех пор «Метрика» в непрерывном режиме ведет работу по сокращению задолженности перед поставщиками. Какими способами и насколько результативно, Retailer.RU рассказал Алексей Иовлев, генеральный директор «Корпорации СБР».
— В 2009 г. мы начали перевод некоторых поставщиков на новые условия работы — оплату по факту реализации товара. В основном, это коснулось поставщиков слабооборачиваемых товаров. Да, где-то нам пришлось поступиться доходностью, но этот шаг разгрузил нас финансово.
Также мы начали кампанию по заключению прямых контрактов с производителями, постаравшись максимально отказаться от работы с посредниками. У многих контрагентов, конечно, это вызвало недовольство, но такие меры помогли нам значительно снизить закупочные цены, и, соответственно, увеличить доходность. В работе с производителями есть и свой минус: их отсрочки платежа гораздо меньше, чем у посредника (от семи дней). Но со многими со временем нам удалось договориться на отсрочку в 60 дней, наша задача — достигнуть 90.
Главный способ избежать просрочек — это повышение оборачиваемости. Помимо особого внимания к управлению запасами, мы добиваемся этого путем увеличения количества небольших по площади магазинов. В таких объектах оборачиваемость до двух раз выше, чем в строительных гипермаркетах. Также в 2009 г. были сокращены ассортимент и площади наших самых больших гипермаркетов, а освободившиеся метры сданы в аренду.
Обвинения в том, что мы развиваемся за счет поставщиков, безосновательны. Инвестиции в запуск одного малоформатного объекта составляют всего несколько миллионов рублей без учета товарного запаса.
К тому же, сумма всех судебных претензий сегодня меньше дневной выручки компании. Проблема, возникшая между нами и поставщиками, обратившимися в суд, — не финансовая, а переговорная. Иногда виной всему человеческий фактор — непрофессиональные действия закупщика: не договорились, сотрудник уволился из компании и пр. Мы работаем с более чем 400 поставщиками и не всегда со всеми вовремя успеваем урегулировать отношения или договориться о реструктуризации долга. Но мы не заинтересованы в судах.
В большинстве случаев до суда доходят лишь те компании, которые занимают конфликтную позицию и требования которых слишком завышены. К примеру, такие поставщики придерживаются мнения, что только мы должны оплатить все пени и штрафы. Со своей стороны мы также считаем все штрафные санкции, например, по дисциплине поставок, и предъявляем их в суде. После обоснования нашей позиции сумма претензий всегда уменьшается.
Однако самой стандартной ситуацией, когда поставщик оказывается в суде, является отказ от возврата товара. По условиям договора, весь непроданный товар мы имеем право вернуть обратно.
Не все поставщики внимательно знакомятся с документом и после прекращения сотрудничества некоторые компании не готовы забрать товар. Перевозка из отдаленных регионов довольно затратна, иногда она превышает стоимость самого товара. К тому же по договору, после прекращения совместной работы и выставления требований по возврату, за хранение товара мы взымаем определенную плату. Однако такие случаи единичны. После чего ряд компаний отказываются выполнить все эти условия и обращаются в суд.
Треть дел, которые доходят до суда, мы заканчиваем мировыми соглашениями. Конечно, с некоторыми компаниями нам приходится расставаться, но со многими после урегулирования всех разногласий, мы снова возвращаемся к работе.
В 2010 г. мы сократили сумму претензий в судах ровно в два раза (по отношению к сумме претензий в 2009 г.). В 2011 г. планируем сократить еще вдвое, полностью завершить реструктуризацию существующих долгов мы планируем в 2012 г.
Мнение поставщика
Роман Тисов, заместитель юридического отдела ЗАО Фирма «Август»:
«В 2009 г. наша компания поставляла продукцию в сеть «Метрика». Товар был реализован давным давно, и часть стоимости поставки все же была погашена. Однако за два года нам так и не оплатили оставшуюся часть. Путем переговоров решить этот вопрос не удалось, и в апреле 2011 г. мы подали исковое заявление в Арбитражный суд Санкт-Петербурга. На сегодня судебное разбирательство отложено до 25 сентября. После обращения в суд начиная с апреля этого года СБР выплачивала нам небольшую часть долга. На сегодня основная задолженность составляет 1,2 млн. руб. Я оцениваю шансы на заключение мирового соглашения как низкие».
Мнения участников рынка
Роман Никоноров, генеральный директор УК «Старт»:
«Ситуация, сложившаяся у «Метрики» с поставщиками, двоякая и нельзя точно определить, кто прав, а кто виноват: либо сеть не выполняет свои обязательства, либо поставщик. Нужно смотреть договор, заключенный между ними. Основаниями для приостановки платежей со стороны сети могут быть неправильно предоставленные поставщиком товаросопроводительные документы (неправильно указана цена товара, его количество, реквизиты), не вовремя забранный и/или неоплаченный поставщиком возврат, неоплаченные или не зачтенные бонусы. У нас тоже были такие случаи, но их было немного, и они были не существенны. Как я знаю, у «Метрики» в свое время были определенные трудности, но сейчас они с ними справляются и расширяют свою сеть».
Виктор Адамов, исполнительный директор СТД «Петрович»:
«Метрика» не платит, потому что за счет этих денег она развивается. Объемы сети достаточно большие, и для многих поставщиков чей товар в данном формате не является товаром группы «А» работа с «Метрикой» — способ обеспечить свои объемы сбыта. Обычно срок реализации товара около 45-60 дней. Компании поставляют свой товар, после не могут получить за него деньги, но хотя бы в этот промежуток у них есть иллюзия, что они работают. Новая система работы с поставщиками «Метрики» не совсем прозрачна для самих поставщиков. У нас была возможность сотрудничать с «Корпорацией СБР», но мы отказались. Я просто не вижу смысла заниматься созданием иллюзии работы, а амбиций быть поставщиком крупного сетевого игрока у нас тоже нет».
Приглашаем успешных ритейлеров рассказать о своих ноу-хау и технологиях! Если вы знаете, как сократив расходы на персонал, улучшить сервис в торговых точках; как оптимизировав бизнес-процессы, увеличить маржу; как ребрендировав сеть, привлечь в нее новых покупателей; как сократив формат, добиться лучших условий аренды; а также другие секреты успешного бизнеса, пишите gileva#retailer.ru