Госдума может задним числом разрешить регионам пересматривать кадастровую стоимость чаще, чем раз в два-три года. В поправке заинтересована Москва: действия ее властей в прошлом году признаны Генпрокуратурой незаконными.

 
Поправки к поправкам

Поправки в закон "Об оценочной деятельности", которые Госдума уже рассмотрела в первом чтении, изначально не предполагали никаких изменений в сроках переоценки. В проекте речь шла о совершенствовании экспертизы отчетов саморегулируемых организаций оценщиков.

Однако ко второму чтению текст законопроекта (есть в базе законопроектов Госдумы) разросся, и депутаты решили изменить в том числе новые нормы, которые в прошлом году были приняты с целью защиты прав предпринимателей. Тогда в законе было зафиксировано, что регионы не вправе менять кадастровую стоимость ​земель чаще, чем раз в три года (или раз в два года для городов федерального значения).

В новой версии поправок депутат от "Единой России" Раиса Кармазина предлагает установить, что это правило не действует, если договор с оценщиками был заключен до вступления в силу новой нормы.

Поправки рекомендованы профильным комитетом по собственности к принятию во втором и третьем чтениях. Это изменение задним числом важно для Москвы, которая в прошлом году все же пересмотрела кадастровую стоимость второй год подряд, говорит руководитель московского отделения "Опоры России" Александр Жарков.

"Опора" в прошлом году решила оспорить эту переоценку в Генпрокуратуре, и по итогам проверки ведомство сочло ее незаконной. Правительство Москвы не согласилось с представлением федерального ведомства, сославшись на то, что торги на право проведения оценки уже были проведены и госконтракт заключен к моменту принятия поправок.

Жарков убежден, что новый вариант поправки разрабатывался при участии чиновников правительства Москвы, поскольку именно они заинтересованы в ее принятии. "Я уверен на 100%, что это они авторы поправки, я знаю это из нескольких источников. К тому же я знаю от руководства правительства — они сказали, что у них своя позиция по этому поводу и они не планируют в полном объеме исполнять предписание прокуратуры", — говорит он.

Федеральный закон регулирует правовое поле всей страны, однако в первую очередь эта поправка касается Мос­квы, уточняет Жарков. "Я был удивлен очень: получается, что правительству Москвы проще изменить законодательство, чем соблюдать его", — говорит он.

В департаменте городского имущества Москвы, отвечающем за проведение кадастровой оценки, не смогли оперативно предоставить комментарий РБК.


Обойти прокуроров

Вносимые изменения предоставляют регионам возможность единожды утвердить результаты государственной кадастровой оценки, не соблюдая сроки, установленные законом об оценке, говорит Александр Мачнев, адвокат юридической группы "Яковлев и Партнеры".

Однако обратной силы новые поправки иметь не будут, считает Мачнев. "Вносимые поправки не узаконят действия властей по утверждению оценки, произошедшему до их вступления в силу. Утверждение результатов оценки осенью 2014 года законным не станет", — замечает юрист. По его словам, не станут законными и решения о проведении государственной кадастровой оценки (в неустановленные сроки), если они приняты после 22 июля 2014 года, когда была принята новая редакция закона. В то же время, поясняет Мачнев, поправки предоставят Москве возможность утвердить результаты проведенной тогда оценки новым решением.

Такую систему нормативного регулирования сложно назвать стабильной, отмечает адвокат, бизнес лишен возможности просчитывать риски наперед. "Исходя из действующей редакции закона, собственник, успешно оспоривший государственную кадастровую оценку, мог быть уверен, что в ближайшие два-три года тратиться на переоценку не придется. Однако вносимые изменения такую законодательную гарантию нивелируют", — говорит юрист.

Налог на имущество юрлиц по кадастровой стоимости регионы вводят по мере готовности, в Москве он взимается уже второй год. Бизнес неоднократно жаловался на существенное повышение налоговой нагрузки: кадастровая оценка порой в несколько раз превышает балансовую стоимость помещений и земли, а оспорить ее сложно, в том числе из-за частых пересмотров.

По расчетам РБК, основанным на данных по 3,3 тыс. столичных зданий, всего владельцы этой недвижимости заплатят за 2015 год в московский бюджет 36 млрд руб., а исходя из инвентаризационной стоимости (по ставке 2,2%) они заплатили бы в шесть раз меньше — 5,6 млрд. Есть и здания (их 136), налог на которые вырос больше чем в 100 раз.

В конце марта первый вице-премьер Игорь Шувалов провел совещание по этой проблеме и поручил Минфину и ФНС определить районы, где возможен существенный рост налоговой нагрузки на собственников помещений. Тогда он допустил даже принятие решения о введении государственной кадастровой оценки, рассказывали РБК источники в правительстве. Однако в результате ФНС не выявила критического роста налогов и существенных рисков социальной напряженности.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments