Дизайнер Том Форд открыл свой первый магазин в Москве и получил титул "Человек года" журнала GQ. О том, чем его одежда отличается от одежды других брендов, о маркетинге и casual, о Гойе, Европе и Америке, с Томом Фордом поговорил fashion-директор GQ и главный редактор GQ Style Игорь Гаранин.
— На церемонии "Человек года" все были глубоко тронуты вашими словами о том, что свое решение стать модельером вы приняли в Москве в 1984 году. Что тогда стало причиной этому?
— Я был студентом, учился на архитектора. Мы были на экскурсии в России, вернее в СССР. Тогда, кстати, это было весьма популярное направление. И вот я свалился в Москве со страшным коварным гриппом и три или четыре дня не выходил из своего номера. И у меня появилось время для того, чтобы подумать о себе и о своей жизни. О том, что я с ней в конце концов делаю? И совершенно неожиданно мне пришла в голову мысль, что я просто должен стать модельером. Сразу же, как я вернулся в Париж, я бросил архитектуру, начав обучение на модельера, и ни разу не пожалел об этом.
— Как изменились мужчины и женщины за последние несколько лет?
— У всех появилось стремление к истинному качеству. Люди перестали обращать внимание на что-то ультрамодное, сиюминутное. Им нужна настоящая одежда, и именно такую предлагает Tom Ford.
— Что сейчас важнее: великий бренд или истинное качество? И к чему больше тяготеет Tom Ford?
— Качество сегодня важнее, чем когда бы то ни было раньше. Бренд, который не подкреплен качеством,— это безнадежная и бесперспективная пустышка. Это просто болтовня! Дом Tom Ford предлагает самое высокое качество из всех, что работают на рынке. Масса ручной строчки, эксклюзивные, связанные вручную ткани, ручной работы кожаные изделия, не имеющие аналогов в промышленности.
— Не могли бы вы сказать несколько слов о коллекции "осень-зима" 2011-2012?
— В основе коллекции, которая представлена в московском магазине, лежит испанское влияние. Если быть совсем точным, то Гойя. Этот художник оказал огромное влияние на меня, он стал вдохновителем. Я использовал испанские мотивы в кружевных блузах, ярких, ясных цветах, в глубокой чувственности.
— Я бы назвал вашу маркетинговую стратегию антимаркетингом. Ваш потенциальный клиент должен быть исполнен отваги, чтобы решиться зайти в темный, кажущийся таким неприступным магазин. Вам так не кажется?
— Я все-таки надеюсь, что покупатели не находят магазины Tom Ford такими уж беспросветно темными и недоступными. Конечно, иных могут смутить наши цены на одежду, но всегда можно приобрести косметику, очки, ароматы Tom Ford. Аксессуары и парфюмерия представлены во всех знаменитых и крупных универмагах мира.
— Как вы собираетесь показывать ваши будущие коллекции? Ведь очевидно, что вам не удастся повторить удивительное первое шоу, где были всего 100 гостей и 1 фотограф?
— Я намерен показывать свои женские коллекции так же, как я показываю мужские коллекции с самого основания Tom Ford. Я буду устраивать небольшие презентации для редакторов журналов и для прессы. Необходимо увидеть и видеть одежду Tom Ford с близкого расстояния, чтобы по достоинству оценить качество и детали.
— Как вы собираетесь развивать модный дом Тома Форда: домашняя линия, ювелирные изделия, в конце концов сложные золотые часы?
— У нас уже есть обширная коллекция высококачественной бижутерии для женщин и запонки из драгоценных металлов для мужчин. Конечно, я всегда мог похвастаться большими замыслами и планами! Я надеюсь расширить эти линии в течение нескольких лет и в конце концов ввести в линейку и часы, и предметы домашнего обихода.
— Существует ли возможность для нас перестать быть вечно casual? Как мы можем сохранить формальный дресс-код?
— Я думаю, что быть хорошо одетым — признак уважения по отношению к окружающим. К счастью, многие придерживаются такой же точки зрения. За последние несколько десятилетий сложился такой тренд — быть casual. Я думаю, что мы проходим постепенно весь цикл и начинаем одеваться хорошо.
— Как ваши идеи в моде отражаются в ароматах Tom Ford?
— Мои ароматы, как и моя одежда, предназначены тем, кто понимает красоту и требует только самого высокого качества. Мои клиенты — это сильные люди с огромным чувством индивидуального стиля, и я создаю одежду и ароматы именно для таких людей.
— То, что вы американец, помогает или мешает вам понимать европейских или, скажем, российских клиентов? Существует ли какое-то несоответствие?
— Я думаю, что одним из ключевых моментов моего успеха в мире моды,— моя, как бы это сказать… Короче, я гибрид! Я мультикультурный человек. Я американец, но я прожил в Европе 25 лет. Современный мир тоже гибриден. Гибриден расово, культурно. То, что я делаю, отчасти американское, отчасти европейское. И такая позиция находит более широкий отклик, чем позиция тех брендов, которые закрепощены, закольцованы на себе.