Администрация Самары вчера представила концепцию размещения нестационарных торговых объектов в городе, разработанную специалистами СГАСУ. В документе выявлены и обозначены как зоны, перенасыщенные объектами розничной торговли, так и те участки, на которых таких объектов практически нет. Территории, на которых необходимы нестационарные объекты, составляют порядка 26 тыс. кв. м. Представители мэрии заявили, что учтут итоги исследования СГАСУ в схеме размещения торговых павильонов города. Пока в схеме НТО порядка 230 нестационарных торговых объектов, притом что в Самаре сейчас работают более 3,5 тыс. киосков.
Вчера представителям предпринимательского сообщества и всем заинтересованным жителям Самары была представлена концепция размещения нестационарных объектов потребительского рынка города. Она была разработана научным коллективом Самарского государственного архитектурно-строительного университета. "Пока концепция не имеет статуса официального документа, это проект, который еще будет широко обсуждаться с представителями бизнеса, общественными объединениями, всеми заинтересованными горожанами", — отмечает пресс-служба мэрии.
Напомним, в апреле 2013 года администрация Самары утвердила схему расположения НТО. В нее вошли всего 94 объекта, тогда как, по данным мэрии Самары, сейчас в городе только законных НТО порядка 3,5 тысяч. Впоследствии речь шла о том, чтобы включить в схему около тысячи НТО.
Владельцы киосков неоднократно выступали с акциями протеста. В декабре 2013 года схема расположения нестационарных торговых объектов пополнилась еще 137 киосками.
Вчера концепцию расположения таких объектов торговли в Самаре представила заведующий кафедрой дизайна СГАСУ, профессор Татьяна Каракова. В рамках работы над концепцией были изучены существующие объекты торговли, включая крупные торговые центры, сетевые магазины, а также нестационарные павильоны и киоски. "При подготовке документа департамент строительства и архитектуры Самары предоставил нам список объектов, которые соответствуют градостроительным нормам", — пояснила Татьяна Каракова. Все эти объекты были "наложены" на карту города. После с учетом пешеходной доступности от близлежащих домов до существующих объектов торговли (300 м), плотности населения, транспортных развязок специалисты СГАСУ выявили так называемые "зоны функциональных пустот" (или компенсационные зоны), в которых практически отсутствуют необходимые для комфорта жителей объекты торговли и иные виды объектов сферы обслуживания.
"Согласно данной работе, общая площадь компенсационных зон в Самаре — около 26 тыс. кв. м", — пояснил руководитель департамента потребрынка и услуг Вадим Кирпичников. Однако назвать число нестационарных торговых объектов, которое должно быть в городе, представители мэрии не смогли.
Также в рамках презентации было представлено несколько моделей внешнего вида НТО с учетом возможности корректно "вписать" их в существующую городскую застройку. Стоимость таких модулей, по словам министра имущественных отношений региона Юлии Степновой, варьируется от 300 до 500 тыс. рублей. Ранее представители минимущества и профильного департамента не раз заявляли о намерении привести все НТО в единый вид.
Как пояснили в мэрии, данная научная работа может быть учтена при разработке перспективных мест под размещение НТО как полностью, так и частично.
Представители регионального профсоюза предпринимателей отнеслись к концепции сдержанно. Первый заместитель председателя профсоюза Вениамин Михеев отметил, что идею, заложенную в концепции, считает верной. "Но вопрос воплощения этого в жизнь вызывает сомнения. Кроме того, как я понимаю, в концепции учтены лишь те 230 объектов, которые входят в схему НТО. Получается, что все остальные будут убраны", — рассуждает господин Михеев. Нужно, по его мнению, поработать и с внешним видом павильонов, и с их функциональностью и долговечностью.
Лидер реготделения партии "Яблоко" Игорь Ермоленко заявил "Ъ", что, по его мнению, город не должен изобиловать нестационарными объектами — магазины шаговой доступности вполне могут расположиться на первых этажах жилых домов. С данной точкой зрения согласен генеральный директор компании Royal Estate Boutique Никита Петухов. По его мнению, параллельно с развитием некапитальных объектов торговли нужно развивать стрит-ритейл. "Но создание небольших и разнообразных магазинов на первых этажах зданий нужно планировать еще на стадии проектирования этих домов. Для этого тоже должна быть разработана определенная концепция на уровне города, и она необходима уже сейчас. А нестационарные объекты нужны только в общественных местах — парках, скверах, на набережной, на остановках общественного транспорта, но адекватного вида и формата", — уверен господин Петухов.