Чтобы привлечь покупателей, ювелирные магазины распродают товарные остатки с дисконтом в 35−40%. 40−процентную скидку на золотые украшения и 50−процентную — на бриллианты установила до 31 августа сеть ювелирных изделий «Яшма Золото». Сеть гипермаркетов золота «Алтын» каждому предоставляет дисконт 20−60% в зависимости от объема совершенных ранее покупок. Московский ювелирный завод при покупке украшений с бриллиантами на сумму от 15 тыс. делает скидку 23−24%. «Серебряный мир» снизил цены на 40% на украшения с камнями от «Эскада». «Адамас» до 30 июня продает золото по заводским ценам.
По словам директора по маркетингу «Адамаса» Юлии Наливкиной, это помогает: сейчас спрос стабилизировался, и объем продаж в рублях за полугодие приблизился к значениям того же периода 2008 года. Максимальное падение объема продаж было зафиксировано в конце 2008 года. «Можно даже говорить о небольшом росте. Шок от резкого падения спроса проходит, потребители и компании адаптируются к новым условиям», — пояснила она.
Представитель ТД «Бронницкий ювелир» говорит, что приходится сбрасывать цены, чтобы продать товар, купленный по докризисным ценам. «Когда спрос выровняется, розничные цены поднимутся выше докризисного уровня», — предупреждает он.
В Гильдии ювелиров России подсчитали, что в первом квартале 2009 года снижение объема розничной торговли драгоценностями составило 15%. За пять месяцев 2009 года в продажу поступило 26,6 млн штук золотых и серебряных изделий, что на 13% ниже уровня 2008 года. Поступления серебра за это же время выросли на 40%. В 2008 году объем рынка ювелирных изделий составил около $4 млрд.
По словам пресс-секретаря Гильдии ювелиров Владимира Тесленко, потребители переориентировались на недорогие золотые украшения и бижутерию. Максимальное падение спроса пришлось на дорогие изделия ценой выше 150 тыс. руб. за штуку и ювелирные украшения с бриллиантами. Стоимость средней покупки упала в 2 раза.
Подстраиваясь под изменения на рынке, производители ювелирной продукции резко сократили объем выпуска. В первом квартале 2009 года производство украшений упало на 44%. Предприятия не могли перекредитоваться, выросла просрочка по дебиторской задолженности, золото на мировых рынках подорожало. Заводы вынуждены были сокращать издержки: Костромской ювелирный завод перешел на сокращенную рабочую неделю, янтарный комбинат в Калиниграде объявил о сдаче своих помещений в аренду частным мастерам.
По словам Владимира Тесленко, это временный рост спроса на украшения. «Мотив вложения средств в ювелирку незначителен, есть другие инструменты – валюта, мерные слитки, монеты, металлические счета, алмазы», — пояснил он.
Для поддержания розничного рынка достаточно минимального спроса на украшения, считает Владимир Тесленко. Дополнительной поддержкой станет снижение стоимости аренды торговых площадей и рост предложения на рынке труда – продавцам не придется удерживать персонал высокими зарплатами.
«У миллионов людей останется интерес к ювелирным украшениям, но из-за общего падения доходов многие будут переходить на дешевые украшения», — предупреждает Владимир Тесленко.