Сети ждали окончания пандемии, чтобы начать выходить из кризиса. Этот год действительно привнес много неожиданных перемен, к которым ритейлу еще предстоит приспособиться, и чем скорее компании смогут это сделать, тем лучше. Леонид Нагайцев, директор по развитию группы компании «Император», рассказал, как поддерживать безопасность на объектах и принимать правильные решения во времена тотальной неопределенности.

Цена охраны

В начале 2022 года ситуация в безопасности ритейла определялась накопившимися последствиями пандемии, которая началась в апреле 2020 года. И первое, с чем столкнулись заказчики, – рост ставок охранников. На ситуацию повлияли два фактора: отток мигрантов и развитие новых профессий.

Уже к началу 2021 года из России уехала примерно треть мигрантов, занятых на низкоквалифицированной работе (грузчики, комплектовщики, продавцы и т. д.), что вызвало рост зарплат в этих сегментах, в то время как зарплата в охране отстала от рынка. Обычно ставки в охране не индексировали выше инфляции, в то время как рост ставок на рынке труда в целом был куда более стремительным: за последние 6 лет он опередил инфляцию на 30%. Поэтому многие охранники в поисках более выгодных условий перешли в смежные отрасли, где больше платят. 

С развитием e-commerce стала особенно популярной профессия курьера, появилось много вакантных мест, привлекательных для охранников. Зарплаты там намного больше, а риска меньше.

Все это привело к катастрофической нехватке охранников на рынке с осени 2021. Чтобы стабилизировать ситуацию, заказчики начали поднимать ставки с осени 2021 по весну 2022 года: даже в очень крупных компаниях зарплаты охранников выросли на небывалые ранее 20–30%. Однако были и те, кто поднял ставки всего на 10–15%, рискуя эффективностью системы безопасности. Думаю, это неизбежно отразится на качестве. Правда, они это тоже понимают и готовы к этому.

Однако, стоит отметить, что даже такой скачок зарплат охранников не догнал рынок труда, поэтому можно предположить, что рост ставок продолжится и в 2023 году.

Возраст не помеха

Как только ситуация на рынке безопасности немного стабилизировать, ритейл ожидало новое потрясение – начало специальной военной операции. Часть охранников отправилась работать в зону СВО, где зарплаты были на порядок выше, чем в столице. Безусловно, риски тоже велики, но многих привлекала возможность заработать.

После объявления мобилизации многие охранники-вахтовики не вернулись на вахту, поменяли место жительства, перестали выходить на связь, что сильно сказалось на Московском регионе, где вахтовики составляют 85%. В этот период охранные организации в очередной раз ощутили заметную нехватку кадров, которая несколько выровнялась с завершением мобилизации.

Однако следствием спецоперации стал не только недостаток квалифицированных охранников. Появилась новая тенденция в безопасности – повышение среднего возраста охранника за счет роста количества сотрудников 50+. Если раньше заказчики не редко требовали убрать охранника с хорошими физическими данными, но возрастом 50–60 лет, то теперь при принятии решения дата рождения в паспорте отошла на второй план. Ритейлеры устали от текучки и хотят стабильности, поэтому стали лояльней к охранникам непризывного возраста.

Дополнительно стоит отметить, что доля женщин в охране также наверняка возрастет. Сейчас их около 20%. Процент роста пока прогнозировать рано, но увеличение доли женщин в охране в сложившейся ситуации можно считать закономерным.

Программное обеспечение vs физическая охрана

Как мы уже выяснили, цены на охранников выросли, но бюджеты на безопасность у ритейлеров остались те же, а значит, заказчикам пришлось сокращать посты охраны. Чтобы не потерять эффективность безопасности на объектах, необходимо обратить внимание на современные технические решения. Можно предсказать, что программное обеспечение в сфере безопасности продолжит развиваться и искусственный интеллект будет в дальнейшем заменять 50–90% времени работы видеооператоров, выполняя большую часть их рутинной работы. Следовательно, ритейлу уже сейчас рационально искать подрядчиков по безопасности, развивающих современные решения в этой области, а охранным организациям, стремящимся к лидерству на рынке, развивать такие решения у себя.

А вот страх остаться без необходимого ПО или техники коснулся сферу безопасности в меньшей степени. Например, четыре ведущих компании в сфере искусственного интеллекта в направлении распознавания лиц и образов являются отечественными производителями. Распознавание лиц в России находится на уровне западных компаний.

Что касается камер видеонаблюдения, то российский рынок уже давно на 95% перешел на корейские и китайские бренды, которые обладают прекрасными техническими характеристиками и не хуже, чем западные аналоги. Да, мы наблюдаем рост цен и сложности в логистике, но, возможно, это даст толчок российскому производству.

Риск и непредсказуемость

Итак, если переход на современные решения неизбежен, то почему не произошел повсеместно в ритейле? Для внедрения современного решения, которое в дальнейшем поможет оптимизировать бюджет на безопасность и повысить эффективность охраны, необходимо сначала выделить бюджет. И здесь стоит поговорить о самом главном тренде этого и следующего года – работе в условиях полнейшей неопределенности. А в период «турбулентности» заказчики часто не рискуют выделять бюджеты на новые проекты.

Впрочем, из этой ситуации у ритейла есть выход: пилотироваться, пилотироваться и еще раз пилотироваться! Тестировать на небольшом количестве магазинов новые решения, позволяющие безболезненно сократить долю физической охраны в системе безопасности. К сожалению, не попробовав новые методы, сложно определить, какая модель оптимальная для конкретной компании. Однако ритейл в этом плане находится в самом выгодном положении, т. к. можно пилотировать проекты разных заказчиков. Например, взять пять магазинов из ста, внедрить в них выбранное решение на три месяца, а дальше в случае удачи масштабировать его на всю сеть. Для сетевиков это разумный риск, который можно оплатить из текущих расходов.

В условиях неопределенности выиграют те, кто сможет быстро принимать правильные решения и привести компанию к успеху. Нам всем необходимо наращивать соответствующие навыки. Но почему далеко не все пилотируют новые проекты? Многие боятся рисков (хотя мы понимаем, что они минимальны) и ответственности. К сожалению, безопасность – одна из самых консервативных сфер бизнеса, и совсем недавно туда начали приходить люди, обладающие хорошими менеджерскими навыками, которые не боятся пробовать новое и умеют просчитывать риски и эффективность.

Период неопределенности в равной мере период новых возможностей. Как это ни парадоксально, это самое время для экспериментов!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.