Главный удар от экономических санкций и роста налоговой нагрузки в России примут домохозяйства, следует из представленного вчера обновленного прогноза Минэкономики: увеличение инфляции приведет фактически к обнулению роста доходов граждан и частного потребления в 2015 году. Спасать замедляющуюся экономику чиновники министерства как всегда предлагают за счет увеличения госинвестиций. Большого смысла в такой стратегии не находит не только Минфин, но и независимые экономисты.
Вчера Минэкономики представило новый макропрогноз на 2014-2017 годы, отражающий влияние войны санкций и планируемых изменений в налоговой политике Белого дома на состояние российской экономики. Первое, что пропало под пересмотр,— инфляция. В 2014 году ее порог из-за эмбарго на импорт продовольствия увеличен с 6,5% до 7,5%. С 2015 года на рост цен могут повлиять также введение регионального налога с продаж и уплата страховых взносов в систему ОМС со всей суммы зарплаты — оба этих предложения сейчас обсуждает правительство. Это увеличит предельные темпы роста цен до 7%.
Независимые экономисты такие оценки считают слишком оптимистичными. Глава центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева прогнозирует, что к концу 2014 года инфляция достигнет 9%, а к концу 2015 года замедлится до 7,3%. По расчетам Дмитрия Полевого из ING Eurasia, в 2014 году импортные ограничения увеличат цены на 1,2-1,5 процентного пункта (п. п.) — до 8%, а в 2015-м только налог с продаж добавит к инфляции до 2 п. п. Кроме того, в ведомстве господина Улюкаева не исключают, что РЖД удастся добиться индексации своих тарифов с 2015 года на уровне выше прогнозной инфляции (на 10%), это добавит давления на цены и экономический блок правительства со стороны и других госкомпаний.
Впрочем, заместитель главы Минфина Алексей Моисеев убежден, что ЦБ "будет достаточно успешным в борьбе с инфляцией", больше, чем прогнозирует Минэкономики. Но взгляды Минэкономики и Минфина на политику ЦБ традиционно расходятся. Представляя обновленный прогноз, новый замминистра экономики Алексей Ведев назвал повышение ключевой ставки ЦБ в сентябре 2014 года "нецелесообразным". "Борясь с инфляцией, мы можем потерять экономический рост и активность",— заметил он.
Вслед за инфляцией в прогнозе Минэкономики в сторону ухудшения резко поползли показатели, связанные с доходами граждан и уровнем частного потребления, которое в последние годы обеспечивало две трети роста ВВП. В 2014 году на динамику оборота розницы инфляция не повлияет (его рост по итогам года сохранен на уровне 1,9%) — в министерстве считают, что реальная зарплата вырастет даже сильнее, чем ожидалось ранее (на 1,7%), а падение спроса отразится на потреблении услуг (1% вместо 1,6% роста). В 2015 году реальная зарплата расти перестанет (0,2%), а динамика розницы и услуг фактически обнулится (0,6%; подробнее см. материал на стр. 10). Удержать прежние 0,5% роста ВВП во второй половине 2014 года должны замещение импорта с Украины в металлургии и химии, увеличение внутренней переработки продовольствия и хороший урожай. Вклад в ВВП обеспечит и чистый экспорт — положительное сальдо торгового баланса на фоне роста среднегодовой цены нефти на $1 (до $101 за баррель) и падения импорта на $8 млрд достигнет $197 млрд. Но в 2015 году эти временные факторы себя исчерпают, и экономика покажет максимум 1% роста вместо 2%, на которые рассчитывало правительство в мае, главным образом из-за крайне низкой динамики инвестиций (1% вместо 2,4%, под влиянием в том числе налоговых новаций правительства).
В Минфине уже заявили, что считают прогноз цен на нефть Минэкономики — сохранение их на уровне $100 за баррель вплоть до 2017 года — крайне оптимистичным, это мнение разделяют и участники рынка. Кроме того, глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин заявил "Ъ", что ожидал даже худшего по сравнению с оценками Минэкономики результата в отношении частного потребления и ВВП в 2014 году. "То, что влияние санкций и ограничение доступа к финансированию в 2015 году лишат экономику всего 1 п. п. роста,— маловероятно",— добавляет Дмитрий Полевой.
Хотя, по словам господина Орешкина, в Минфине много вопросов "по мелочам" к базовой версии прогноза Минэкономики (например, завышенные оценки прибыли компаний по итогам 2014 года), которая должна лечь в основу трехлетнего бюджета, главные претензии вызывает второй, "умеренно-оптимистичный" сценарий прогноза. Его реализация, по словам Алексея Ведева, предполагает "вынужденное" и "адресное" увеличение инвестиционных расходов бюджета. В том числе для "поддержания наиболее уязвимых секторов экономики", говорится в рабочей версии прогноза. В таком случае вместо 1,5-процентного роста инвестиций в 2015 году можно получить 7,2%, разогнав динамку ВВП до 3,3%, полагают в Минэкономики.
В Минфине это предложение традиционно опротестовывают, указывая на ограниченность ресурсов бюджета и возможностей для заимствований, а также негативный опыт других стран. "В частности Бразилии, где рост госинвестиций спровоцировал краткосрочную положительную динамику, но в дальнейшем привел к разгону инфляции, снижению кредитного рейтинга страны и рецессии по итогам первого полугодия 2014 года",— указал Максим Орешкин, отметив, что положительное влияние госинвестиций на экономику России будет исчерпано за 6-12 месяцев. "Можно быть уверенным, что отобрать хорошо проработанные проекты будет крайне трудно. Государственные инвестиции хороши там, где мультипликативный эффект на один рубль госинвестиций будет достаточно большим",— добавляет Юлия Цепляева.
Стоит напомнить, что и сам Алексей Ведев, который помимо макроэкономики в ведомстве Алексея Улюкаева назначен курировать госмонополии, еще в начале 2014 года не верил в эффективность госвливаний, оценивая ближайшие экономические перспективы страны весьма пессимистично. "Россия в принципе пока не готова к каким-либо экономическим рывкам. Но если правительству удастся максимально улучшить бизнес-климат, создать конкуренцию, каким-то образом разобраться с судебной системой, с коррупцией, то где-нибудь к 2016-2018 году возможен и рывок",— говорил он.