В этом году оба главных события предрождественского сезона покупок — "черная пятница" и киберпонедельник — оказались для британских розничных торговцев весьма напряженными. Поток покупателей в некоторых торговых центрах и универмагах был настолько велик, что кое-где доходило до драк и арестов. Давка в супермаркете в североирландском Белфасте привела к тому, что несколько человек оказались в больнице с переломами.

"Черная пятница" — это последняя пятница ноября, день, в который многие ритейлеры делают ограниченные по срокам и товарным группам спецпредложения, призванные привлечь покупателей. Киберпонедельник — это первый понедельник декабря, праздник, можно сказать придуманный маркетологами: они попытались привлечь покупателей в интернет-магазины обещанием, что сделанные в этот день заказы будут доставлены в срок, к Рождеству. Несмотря на то что впервые киберпонедельник был отмечен лишь в 2005 году, он уже успел превратиться в один из самых напряженных дней для интернет-шопинга в США, а затем и в других странах.

По данным британской компании электронной торговли Ve Interactive, в прошлом году в "черную пятницу" в стране продажи превышали средний дневной уровень ноября на 15,8%, а в киберпонедельник — на 17,9%. Результаты текущего года могут оказаться еще выше. "В этом году оба маркетинговых события последовали сразу после “дня выплаты зарплаты” (28-е число каждого месяца — день выплаты зарплаты примерно у половины британских работодателей. — “Эксперт”), — рассказывает Дэвид Холл, директор по бизнес-развитию Ve Interactive. Поэтому продажи в нынешнем году оказались масштабнее, в том числе и в воскресенье".

Благодаря восстановлению экономического роста и снижающейся безработице британцы в этом году потратят на предрождественский шопинг на 2% больше, чем год назад. Всего же, по данным лондонского Центра исследований розничного сектора, общая сумма покупок в Британии превысит 118 млрд долларов, или 575 долларов на человека. Причем из этой суммы около трети будет потрачено на покупки в интернете, где цены ниже, чем в традиционных магазинах.

Захватили воображение

Хотя окончательных данных по обоим дням на момент сдачи номера не было, многие ритейлеры в Британии сообщали об успешных результатах. Так, сеть универмагов John Lewis объявила, что в "черную пятницу" 2013 года онлайн-продажи превысили предыдущий рекорд более чем на 100% — причем тысячи заказов поступали от покупателей в первые часы пятницы. Похоже, в поисках выгодных предложений многие британцы предпочли шопинг сну. "Любые сомнения в том, интересуются ли британские потребители “черной пятницей”, отметены", — заявил Марк Льюис, директор по интернет-продажам в John Lewis.

Покупки через мобильные устройства — смартфоны и планшеты — стали явной тенденцией нынешнего сезона. Так, по данным John Lewis, в период между полуночью и восемью утра покупки через мобильные устройства превышали обычный для ноября уровень в четыре раза. А во время завтрака — с семи до восьми утра — были выше обычного уровня почти в 14 раз. Похоже, в этом году британские покупатели решили не включать компьютеры дома и не дожидаться прихода в офис, а сделать все покупки, едва проснувшись. Многие приобретали планшеты, телевизоры и игровые приставки — в пятницу утром John Lewis каждые четыре секунды продавал один из этих товаров.

Британское подразделение американского интернет-гиганта Amazon также объявило о фантастических продажах в "черную пятницу": 4 млн единиц, что превысило рекорд прошлогоднего киберпонедельника, когда было продано 3,5 млн единиц товаров (41 единица в секунду). Впрочем, рекорд продержался недолго — он был побит в киберпонедельник 2 декабря, когда сайт Amazon UK смог реализовать 4,1 млн единиц товаров — 47 единиц в секунду. "И “черная пятница”, и киберпонедельник захватили воображение британских потребителей, готовящихся к Рождеству, что позволило нам добиться рекордных уровней продаж", — заявил Кристофер Норт, управляющий директор Amazon.co.uk.

По оценкам оператора пластиковых карт Visa, в 2013 году британские потребители сделали 7,7 млн онлайн-транзакций в киберпонедельник, что на 16% больше, чем в прошлом году. По данным компании, в нынешний киберпонедельник британцы потратили на покупки 736 млн долларов. "Британские потребители явно переживают роман с онлайн-шопингом, который достигает пика в начале декабря. Интернет-шопинг сегодня составляет более 25 процентов всех транзакций Visa в Британии, демонстрируя степень доверия потребителей к безопасности электронных платежей и своевременной доставке товаров", — прокомментировал новости Джереми Николдз, директор по коммерческому развитию в Visa Europe.

 

Как в Манчестере

Однако бурный рост онлайн-торговли последних лет обеспечил покупателям не только более широкий выбор и возможность делать покупки по привлекательным ценам. В ноябре 2013 года сразу два британских СМИ, телерадиовещательная корпорация ВВС и газета Observer, опубликовали собственные расследования того, что происходит на складах Amazon UK, крупнейшего онлайн-ритейлера в Британии. И ВВС, и газета отправили собственных сотрудников поработать в Amazon UK, чтобы увидеть изнанку успеха онлайн-торговли, причем именно в предрождественский период, когда компания нанимает 15 тыс. дополнительных временных сотрудников, чтобы справиться с валом предрождественских заказов.

Расследование ВВС показало, что сотрудникам устанавливают чрезмерно высокие производственные нормы: они должны собирать заказы со скоростью одна единица в 33 секунды. В некоторые дни приходится за десять с половиной часов работы преодолевать до 27 километров. При этом временным работникам Amazon UK платит ненамного больше минимальной зарплаты — 10,6 доллара в час. Лишь работающие в ночную смену получают надбавку — им платят 13,5 доллара в час. При этом если сотрудник берет три больничных дня (за свой счет), он автоматически увольняется. Профсоюзы в компании строго-настрого запрещены.

После показа записей BBC в программе "Панорама" на Amazon UK обрушился шквал критики. Профессор медицины Майкл Мармот из Университетского колледжа Лондона, один из ведущих британских экспертов по вопросам стресса, заявил, что условия работы на складах Amazon UK сравнимы с худшими периодами манчестерских фабрик XIX века и "могут вызвать у сотрудников серьезный психический стресс и проблемы со здоровьем". Рутинная работа, по словам Мармота, будет всегда, но ее "можно сделать хуже или лучше".

Газета Observer сравнила временных работников Amazon UK с "эльфами Amazon — Санта-Клауса XXI века". Низкие цены на товары в интернете достигаются за счет высокой эффективности использования персонала — сотрудников здесь куда меньше, чем в традиционных магазинах. По данным исследования компании ILSR, на каждые 10 млн долларов продаж традиционные ритейлеры нанимают 29 сотрудников — в Amazon UK для генерирования 10 млн долларов продаж требуется только девять сотрудников. "Это убивает рабочие места. В Британии в 2012 году продажи Amazon UK превысили 6,9 миллиарда долларов, что означает чистые потери рабочих мест в розничном секторе в 23 тысячи", — пишет в своей статье в Observer журналист Кэрол Кэдуэлдэр, проработавшая несколько недель на складе компании в валлийском Суонси. На этом фоне заявления самой Amazon UK о том, что компания инвестировала в развитие бизнеса в Британии 1,6 млрд долларов и создала 5 тыс. постоянных рабочих мест, звучат не столь впечатляюще.

В частности, потому, что инвестиции идут на дальнейшее повышение автоматизации обработки заказов. Так, осенью 2013 года Amazon UK приобрела автоматическую систему сортировки товаров Kiva, за которую заплатила 1,2 млрд долларов. "Сколько рабочих мест в рознице останется через десять лет?" — задается вопросом журналист Observer.

Критикуют Amazon UK и за уклонение от налогов. В 2012 году компания с оборота в 6,9 млрд долларов заплатила всего 5,2 млн долларов налога на прибыль. Достичь этого удалось за счет налоговой оптимизации. В 2006 году Amazon UK перевела свой бизнес в Люксембург и переклассифицировала деятельность в Британии в "выполнение заказов". При этом в люксембургском офисе работает 380 сотрудников, а на британских предприятиях компании в предрождественский период — 21 тысяча. Три четверти из них, впрочем, в январе вновь пополнят армию безработных.

Нестабильный рост

В Германии ритейлеры смотрят на предрождественские недели с оптимизмом. По прогнозам Немецкого союза розничной торговли (HDE), общий объем продаж отрасли в 2013 году составит 433 млрд евро, что на 1,2% больше прошлогодних показателей. При этом рождественские продажи, которые в стране традиционно считаются по суммарным показателям ноября и декабря, также вырастут на 1,2% и составят 80,6 млрд евро. Таким образом, впервые будет превышена отметка в 80 млрд евро, а по сравнению с прошедшим годом объем продаж вырастет на 1 млрд евро.

Согласно социологическому опросу Общества исследования потребительского рынка (GfK), в среднем каждый немец готов выделить только на подарки 288 евро. Это на 3 евро больше, чем в прошлом году. 13% жителей страны потратят на подарки более 500 евро, и лишь 6% отдадут меньше 50 евро. Если говорить о возрастных группах, больше всего отдадут за подарки немцы в возрасте от 45 до 54 лет — по 309 евро. Около 3,3 млрд евро немцы подарят друг другу в виде наличных денег; еще 2 млрд евро будет подарено в виде купонов на покупку товаров в той или иной торговой сети (рост рынка купонов по сравнению с прошлым годом составит 3%).

Между тем ожидаемый рождественский рост продаж все еще не может считаться гарантированным, полагает президент Союза розничной торговли HDE Йозеф Занктйоханзер. "Рождественские продажи — это абсолютный пик торгового года. По нашему прогнозу, в 2013-м они должны показать номинальный рост в 1,2 процента по сравнению с прошлым годом, однако нельзя забывать, что в розничной продаже свою роль играет решение каждого отдельного клиента. Поэтому любая помеха торговле может повлиять на результат. Это могут быть забастовки, высокая стоимость электроэнергии, высокие налоги или все еще сохраняющаяся неуверенность относительно развития ситуации в еврозоне. Каждый раз, прежде чем отдать лишний евро, клиент сегодня вынужден решать, хочет он потратить его или же лучше отложить на накопительный счет", — заявил господин Занктйоханзер.

Такая волатильность предпраздничной торговли особенно болезненна для тех секторов, у которых значительная часть оборота зависит от двух зимних месяцев. Так, на ноябрь и декабрь приходится почти треть годового объема продаж игрушек и более пятой части годового объема продаж украшений, часов и развлекательной электроники. Именно поэтому в предрождественские дни владельцы магазинов с опасением оценивают самые разные факторы, способные отпугнуть клиентов. Например, в прошлом году продажи серьезно пострадали от небывалых холодов, накрывших страну. В результате прогноз роста продаж в ноябре и декабре на 2% не оправдался: они выросли лишь на ничтожные 0,2%. Подобный сюрприз погода может преподнести и в этом году. В конце прошлой недели на Германию обрушился ураган Ксавьер — сильнейший за последние двадцать лет. Еще в четверг, ожидая удара стихии, власти прибрежного Гамбурга, второго по величине города Германии, из предосторожности закрыли рождественские рынки. Снегопады и резкий ветер, а также заблокированные упавшими деревьями дороги фактически сорвали походы за покупками во второй уик-энд Адвента. А в Берлине владельцы магазинов на одной из самых оживленных торговых улиц города, Фридрихштрассе, обратились к мэрии с требованием убрать с проезжей части построенный к Рождеству каток для керлинга — чтобы он не загораживал проход к витринам и не мешал свободному движению потенциальных покупателей.

Всесильный онлайн

Между тем отраслевые эксперты отмечают: с развитием онлайн-торговли непогода, стройплощадки и прочие непредсказуемые факторы будут оказывать все меньше влияния на готовность граждан тратить деньги перед Рождеством. Объем продаж товаров через интернет в предрождественские месяцы растет гораздо стремительнее, чем показатели обычной торговли. Так, по результатам 2013 года отрасль ожидает увеличения объема продаж товаров через интернет на 12%, или до 33,1 млрд евро. Объем предрождественских продаж через интернет должен вырасти на 15% и достичь 8,5 млрд евро. Иными словами, более 10% предрождественских продаж будет совершено в нынешнем году с помощью онлайн-систем. В первую очередь это касается таких товаров, как компьютерные игры, книги, программное обеспечение, а также бытовая техника. По заявлению Йозефа Занктйоханзера, уже сегодня около 30% розничных магазинов имеют подразделения онлайн-торговли, а это, в свою очередь, ставит вопрос о разумности сохранения традиционных немецких ограничений на время работы магазинов: "Розничная торговля нуждается в честных конкурентных правилах. Это полный анахронизм — то, что сегодня, в эпоху онлайн-торговли, в Германии до сих пор действуют законы, запрещающие магазинам работать по ночам и в воскресенье".

По другую сторону Альп

Иначе обстоят дела в Швейцарии. Здесь почти половина граждан — 47%, преимущественно женщины, — приобретают рождественские подарки еще в ноябре. Согласно опросу, проведенному компанией Deloitte, 39% швейцарцев покупают рождественские подарки в интернете, причем переход на новые технологии идет семимильными шагами: 33% жителей страны сообщили, что делали заказ подарков не просто через интернет, а с помощью своего смартфона. В среднем каждая швейцарская семья потратит на подарки 807 франков, или почти 660 евро, причем из-за ослабления курса франка по отношению к евро доля покупок, сделанных за пределами страны, серьезно сократилась: лишь 20% опрошенных заявили, что купят в еврозоне хотя бы четверть подарков.

В отличие от Швейцарии и Германии, где рождественские продажи показывают рост, в Австрии владельцы магазинов смотрят в будущее с пессимизмом. Согласно опросу, проведенному компанией GfK, в этом году австрийцы отдадут на рождественские подарки не более 380 евро — на 30 евро меньше, чем в прошлом году. По мнению экономиста Петера Шнедлитца из Венского университета, причиной такой настороженности потребителей является сложная политическая ситуация в стране. "Постоянная политическая болтанка на фоне формирования нового правительства и ежедневно появляющиеся сведения о подготовке новых пакетов бюджетной экономии не способствуют улучшению потребительского настроения", — заявил господин Шнедлитц. В целом экономическая ситуация в сфере розничной торговли характеризуется как стагнирующая. Так, с января до сентября объем розничных продаж в стране, очищенный от инфляции, показал снижение на 0,3%. Рождественские продажи вряд ли могут всерьез улучшить ситуацию, поскольку все больше жителей Австрии высказывают раздражение коммерциализацией Рождества и предпочитают тратить в недели Адвента меньше денег на покупки, а вместо этого проводить больше времени с семьей.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments