Правительство РФ расширило перечень так называемых технически сложных устройств, включив в него смартфоны, цифровые фотокамеры, телевизоры и др. Обменять эти товары в упрощенном порядке или получить обратно деньги теперь можно будет лишь в течение 15 дней, после этого обмен будет возможен только в исключительных случаях.
Постановление правительства РФ о новом перечне технически сложных товаров, покупатели которых могут в течение 15 дней потребовать возврата уплаченных денег или обмена на аналогичный товар, подписан премьер-министром Владимиром Путиным 10 ноября. В прежней редакции постановления от 1997 года в списке технически сложных товаров фигурировали лишь холодильники, морозильники, автоматические стиральные машины и персональные компьютеры с основными периферийными устройствами. В обновленный перечень также вошли посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты и духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электродвигателем и/или с микропроцессорной автоматикой. Технически сложными также признаны смартфоны и навигаторы, имеющие сенсорный экран (в постановлении указаны как «оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе для спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями»). Также расширен список технически сложной компьютерной техники. Теперь это стационарные и портативные компьютеры, ноутбуки и персональные ЭВМ, лазерная и струйная оргтехника; мониторы, телевизоры, проекторы, комплекты спутникового ТВ, игровые приставки с цифровыми блоками управления; цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним, а также оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
Теперь покупатели в случае обнаружения недостатков в течение 15 дней со дня передачи им товара смогут отказаться от исполнения договора купли-продажи, потребовав возврата уплаченной суммы или обмена на аналогичную модель. По истечении этого срока покупатель может исполнить свои требования в одном из трех случаев: при обнаружении существенного недостатка товара; нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара или невозможности его использования в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней, говорится в законе «О защите прав потребителей».
Обновление списка технически сложных товаров привело к ужесточению для потребителя правил обмена и возврата, считает сотрудник сети электроники. «Раньше сложную технику с любым производственным недостатком можно было вернуть продавцу или обменять на аналог в любой день в течение гарантийного срока»,— говорит он.
В списке сложной техники по количеству жалоб лидируют сотовые телефоны, говорит юрист ОЗПП Мария Свиридова. Теперь телефон с «простым» недостатком можно вернуть в течение 15 дней после получения товара. К такому недостатку может быть отнесен, например, неработающий виброзвонок, рассуждает госпожа Свиридова. Но если виброзвонок ремонтируют, но он не работает уже в пятый раз, то это существенный недостаток, добавляет она. Если потребитель не успел обменять телефон с недостатком в течение 15 дней, то, чтобы его вернуть, устройство придется несколько раз носить в сервис-центр, доказывая существенность недостатка. По оценке Марии Свиридовой, возврат товара в 90% случаев проходит через суд, где будут обращать внимание именно на существенность недостатка товара. В суде также будут «дикие споры» о том, что считать функциями телефона, добавляет юрист.
Покупателям будет проще вести диалог с теми сетями и теми магазинами, которые не идут навстречу при работе с жалобами, считает представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. «Для нас ничего не изменится с точки зрения введения нового перечня, мы всегда подходили шире к исполнению закона, чем он обязывал продавцов. В компании всегда действовала программа обмена техники надлежащего качества, не предусмотренная законодательством»,— говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. У «М.Видео» также есть программа, которая позволяет поменять технику в течение месяца, добавляет господин Пантелеев.
Обновление списка сложных технических товаров подтолкнет ритейлеров к пересмотру политики в отношении качества продаваемой продукции, говорит исполнительный директор «Белый Ветер Цифровой» Данила Васкевич. «Мы будем ставить в приоритет товары, которые меньше всего вызывают нареканий по качеству»,— говорит он. По словам господина Васкевича, среди сотовых телефонов с низким процентом брака выделяются iPhone, продукция Samsung и HTC.