Прошлый год оказался рекордным для России по экспорту сельхозпродукции, объем которого достиг $17 млрд. Поставки продовольственных товаров за рубеж должны стать одной из основных доходных статей сельского хозяйства и бюджета страны, рассчитывает правительство. Но при этом необходимо менять структуру экспорта в пользу готовой переработанной продукции, доля которой сейчас не превышает 2%.
На необходимость наращивать долю готовой переработанной продукции в структуре продовольственного экспорта российское правительство обратило внимание в этом году — сначала министр сельского хозяйства Николай Федоров, а позже премьер Дмитрий Медведев и курирующий в правительстве вопросы сельскохозяйственного комплекса вице-премьер Аркадий Дворкович.
В августовских поручениях президента Владимира Путина по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в части вывоза рыбопродукции речь идет уже о конкретных мерах. В частности, об отмене возврата НДС и других льгот для организаций, экспортирующих водные биоресурсы с низкой степенью переработки. "По нашим оценкам, объемы этих средств могут составить минимум 8 млрд руб. Бизнес будет мотивирован на развитие современной рыбопереработки и производство высококонкурентной продукции с высокой добавленной стоимостью",— рассчитывает руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
Уже по итогам 2012 года Россия достигла исторического максимума вывоза продовольствия — на $17 млрд. В первую очередь благодаря рекордному объему экспорта зерновых, который по итогам сельскохозяйственного сезона 2011-1012 годов составил 27,5 млн тонн, $7 млрд.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе—марте текущего года внешнеторговый оборот России (c учетом взаимной торговли с Белоруссией и Казахстаном) составил $194,8 млрд, а со странами дальнего зарубежья — $170 млрд. При этом доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе—марте не превысила 1,9%, а основными экспортными статьями были сырьевые: замороженная рыба и морепродукты, а также пшеница.
Требуется переработка
В правительстве говорят, что прекрасно осознают: процесс переориентации экспорта на переработанную продукцию займет не один год. Пока из несырьевых товаров самыми востребованными на западных рынках продуктами остаются водка и мороженое — еще сохранившие свой позитивный имидж у массового западного потребителя со времен СССР.
Но даже российская водка в последнее время не оправдывает экспортных ожиданий. Ежегодный объем экспорта российских водочных компаний не превышает 4-5 млн дал водки, или около 5-5,5% от общего объема производства этого товара в России. При этом почти 70% общего объема вывоза приходится на страны СНГ, остальное — на страны бывшего соцлагеря и лишь частично на США, Германию и Великобританию. Тем не менее в пресс-службе "Русского стандарта" (осуществляет поставки в 75 стран мира) уверены, что позиции российских производителей крепкого алкоголя на западных рынках укрепляются. В качестве подтверждения в компании приводят данные Росстата по экспорту водки по итогам 2012 года, согласно которым он увеличился на 13%. По данным "Русского стандарта", в 2012 году 70% продукции компании было реализовано за пределами России.
На сайте Россельхознадзора в списке перерабатывающих предприятий-экспортеров из РФ значится всего 12 компаний, большинство из которых на сегодняшний день входят в состав транснациональных корпораций, таких как PepsiCo и Danone. В частности, право поставлять на внешние рынки молочную продукцию имеют шесть предприятий, входящих в "Вимм-Билль-Данн" (принадлежит PepsiCo), а также сертификат есть у ООО "Данон-Индустрия", фабрики мороженого "Баскин Роббинс". Из независимых можно отметить подмосковного производителя мороженого "Лагуна Койл" (концерн "Русский холод"), калининградских производителей мясных консервов "Дейма" и "Соверен" и смоленского производителя кормовых добавок ООО "Риал Трейд". Поставками мороженого на западные рынки занимаются еще несколько региональных предприятий Алтайского и Ставропольского краев, работая на рынках дальнего зарубежья с помощью иностранных партнеров.
Ставка на соотечественников
Большинство опрошенных "Ъ" производителей продуктов питания, предпринимавших попытки поставок на рынки стран Евросоза и Америки, указывают на нежелание иностранных государств допускать российскую продукцию на свои рынки. Как рассказали "Ъ" в одной из сертифицированных на поставки в страны ЕС российских компаний, процесс сертификации занимает от трех до пяти лет.
В такой ситуации большинство российских производителей предпочитают не связываться с местными сертификационными органами, а поставлять продукцию через западных трейдеров. Этим бизнесом занимаются в основном компании из стран бывшего соцлагеря. Как рассказал один из российских производителей, рынок реэкспорта российской продукции в страны ЕС практически имеет страновое деление. Например, поставки на Кипр и еще в несколько соседних с ним стран осуществляются через Болгарию, через Румынию они попадают в Германию, Швецию и Францию.
Львиная доля продаж российской готовой продукции в странах дальнего зарубежья приходится на этнические русские магазины, расположенные в разных странах мира. Но, как пояснил "Ъ" совладелец нескольких русских этнических магазинов Нью-Йорка, в том числе RussianDVD.com, Kniga.com, RussianTable.com и MintRight.com., в целом спрос на российские продукты в США либо держится на одном и том же уровне, либо падает. При этом русская община Нью-Йорка считается одной из самых многочисленных и, по последним данным, насчитывает более 1 млн человек.
Существенными с точки зрения потенциальной русской аудитории также считаются Германия (около 3 млн русскоязычного населения) и Израиль (порядка 2 млн человек). По сравнению с Австралией, где русскоязычного населения примерно 100 тыс. человек, русские этнические рынки этих стран считаются самыми развитыми. Из Германии все русские магазины Европы снабжаются этническими российскими продуктами под марками оптовых компаний — из наиболее известных это Ulan и оптово-розничный оператор Monolit. Месячный оборот этнической торговли в Германии оценивается в €300-500 млн.
Таргетировать российские продукты именно на немецкой аудитории российским производителям советует и директор направления по изучению рынков упакованных продуктов питания международной исследовательской компании Euromonitor International Ламин Лауасния. "Сосредоточиться на продвижении своей продукции в русскоязычной диаспоре в Германии и Великобритании — именно там русских проживает больше всего,— поясняет господин Лауасния.— Кроме того, русские продукты не так хорошо известны гражданам ЕС, как другие этнические продукты — например, китайской, индийской или мексиканской кухни. Впрочем, русские продукты становятся более распространенными, и производители уже могут начинать думать о том, как таргетировать свою продукцию среди коренных граждан ЕС, не забывая о том, чтобы адаптировать ее для местных жителей".
"Российский экспорт переработанной сельхозпродукции находится на очень слабых позициях, хотя в последние годы тенденция наметилась обнадеживающая. В структуре экспорта в целом готовая продовольственная продукция занимает менее 2%, однако по сравнению с 2009 годом в 2012 году показатель вырос почти в 2,5 раза",— отмечает аналитик ФК AForex Нарек Авакян. Очевидно, продолжает он, что данный объем не соответствует потенциалу российского сельского хозяйства. Наиболее эффективной в данном случае господин Авакян считает схему, предполагающую преобладание мелких фермерских хозяйств для внутреннего производства и крупных трейдинговых компаний для организации экспорта товаров агросектора.