Совокупная доля на рынке 30 крупнейших представителей фармацевтической розницы в первом квартале впервые за долгое время сократилась, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на рейтинг DSM Group. За этот период они заняли суммарно 62,3% рынка против 64% годом ранее.

При этом продажи лекарственных препаратов существенно выросли. Увеличение динамики роста продаж в DSM Group связывают с ажиотажным спросом на аптечный ассортимент в марте. Этому, в свою очередь, поспособствовало падение курса рубля и опасение роста цен на препараты, а также распространение COVID-19. Так, в середине месяца участники рынка отмечали всплеск продаж на 50% вместо характерных для этого времени 10%.

Уже в середине марта многие компании перешли на удаленный режим работы, что привело к изменению клиентских потоков, обращает внимание гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Он поясняет, что потребители стали покупать лекарства в аптеках у дома, которые зачастую не принадлежат крупным сетям. В результате, не исключает эксперт, небольшие игроки могли нарастить продажи даже больше, чем те, которые входят в тридцатку крупнейших ритейлеров. По словам Сергея Шуляка, эта тенденция сохранится даже после снятия ограничений, потому что после отмены карантина многие потребители все равно будут опасаться выходить из дома на дальние расстояния.

В то же время некоторые игроки рынка продемонстрировали падение продаж или лишь незначительный прирост. Так, согласно рейтингу DSM Group, продажи сети «Алоэ» сократились на 11%, до 1,7 млрд руб.. Не смогли нарастить продажи и «Петербургские аптеки», которые увеличили отрицательную динамику с 3% годом ранее до 8% в первом квартале 2020 года. Сеть «Вита» увеличила объем реализации только на 14%, до 12,2 млрд руб., при росте на 47% годом ранее. Эта ситуация могла произойти потому, что у некоторых игроков рынка не оказалось в наличии тех товаров, спрос на которые резко подскочил, поясняет Сергей Шуляк. По этой же причине некоторые фармдистрибуторы смогли продемонстрировать больший, по сравнению с конкурентами, рост продаж. Так, по итогам первого квартала в этом сегменте снова сменился крупнейший игрок — им стала ФК «Пульс», объем отгрузок которой вырос на 27%, тогда как у ее ближайшего конкурента ЦВ «Протек» только на 12%. Преимущество оказалось у того, на чьих складах было больше товаров, ставших востребованными, например, противовирусные и жаропонижающие средства, отметил Сергей Шуляк.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте