Министерство здравоохранения предлагает создать автоматизированную информационную систему отслеживания табачной продукции, аналог используемой на рынке алкоголя ЕГАИС. Кроме того Минздрав считает возможным переход к лицензированию производства табачных изделий и торговли ими, введение уголовной ответственности за незаконную торговлю сигаретами, в том числе контрабанду. Такие идеи содержатся в письме министра Вероники Скворцовой вице-премьеру Ольге Голодец (копия есть в распоряжении «Известий»).
Эти предложения Минздрава стали ответом на заявление министерства финансов, что увеличение акцизов на сигареты повлечет рост нелегальной торговли. Вероника Скворцова считает вышеперечисленные меры «более целесообразными» в борьбе с незаконной торговлей, чем ограничение роста акцизных ставок.
«Международный опыт показывает, что существует набор мер, позволяющих свести к минимуму риски незаконной торговли, ряд этих мер закреплен в проекте протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями», — говорится в документе. В число таких мер, по мнению Минздрава, входят лицензирование или иное равноценное санкционирование табачного производства и торговли; требования для продавцов табака о проверке оптовых покупателей, информирование госорганов о некоторых видах сделок; автоматизированная информационная система отслеживания табачной продукции, ограничение ввоза табачной продукции для личного пользования.
Создать табачную ЕГАИС Минздрав предлагал и раньше: такая система упоминалась в первой редакции законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», который был обнародован в августе 2011 года (сейчас документ под другим названием находится в Госдуме). На такую систему предполагалось потратить около 420 млн рублей, но позже эту норму из законопроекта убрали.
Производители сигарет считают предложенные Минздравом меры неэффективными.
— На алкогольном рынке ЕГАИС (на создание которой было потрачено, по экспертным оценкам, $300-600 млн рублей — «Известия») результата не принесла, доля нелегальной продукции там по-прежнему высокая. Зачем вводить эту систему и для табачных производств? — недоумевает представитель отрасли. — Тем более что нам грозит ввоз нелегальной продукции, а не производство внутри страны, как с алкоголем. Поставить счетчики на десяток заводов, расположенных в России, нет смысла, а на белорусские, казахские и китайские производства — нет полномочий.
Похожая история и с лицензированием производства. Все заводы принадлежат крупным производителям, которые регулярно отчитываются перед проверяющими органами, подчеркивают в отрасли. Однако лицензирование торговли может иметь позитивный результат, считают производители.
— У нас невысокие штрафы за продажу сигарет детям и слабый контроль за этим, — сетуют представители отрасли. — Поэтому так часто происходят нарушения. Лишение лицензии — куда более серьезное наказание, чем даже большой штраф.
Уголовная ответственность за незаконную торговлю табаком — нужная мера, считает представитель отрасли. Казахские сигареты уже сейчас встречаются на российском рынке, и ни полиция, ни таможенная служба, ни Роспотребнадзор активно этой проблемой не интересуются.
Нормы, предложенные Минздравом, содержатся в одном из документов Всемирной организации здравоохранения — протоколе о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями.
— Этот документ был принят недавно, — рассказала сопредседатель Антитабачной коалиции Дарья Халтурина. — В нем прописано создание международной автоматизированной системы сбора информации о производстве табачной продукции. Через пять лет страны начнут ратифицировать протокол. Мы не знаем, захотят ли Беларусь и Казахстан присоединиться к этому документу, но пока предпосылок для отказа нет.
Но даже если соседи по Таможенному союзу откажутся ратифицировать данный протокол, контрабанда из этих стран России не страшна. Как подчеркнул Минздрав в своем письме, производство сигарет в Беларуси и Казахстане составляет всего 15% российского рынка.
Аналогичные системы для табачного рынка уже существуют в Евросоюзе, Бразилии, Канаде, Кении, Бразилии. В Великобритании это позволило снизить долю нелегальных сигарет с 20% до 5%. В России подобная система даст положительный результат, считает Халтурина. Ее нужно использовать для фискального контроля — по данным Антитабачной коалиции, сейчас производители сигарет недоплачивают порядка 7% налогов.
Косвенно уголовная ответственность за контрабанду сигарет существует и сейчас, отмечает Халтурина, но в нынешнем виде она не очень эффективна.
— Уголовное наказание именно за контрабанду отменили, в УК осталась статья за неуплату налогов в особо крупной размере, от 5 млн рублей, — продолжает собеседница издания. — Для табачной отрасли это очень большая цифра. Я считаю, что порог уголовного наказания можно снизить, например, до 50 тыс. рублей.
В мире, по данным «Евромониторинга», в 2011 году нелегальной была каждая десятая сигарета. То есть более 600 млрд штук — либо контрафакт (2/3), либо контрабанда (1/3). Из-за черного рынка табака правительства разных стран в сумме теряют более $40 млрд недополученных налогов ежегодно, в Евросоюзе этот показатель составляет €10 млрд.