Усложнение кассовых аппаратов привело к существенному росту зарплат кассиров — по данным компании «Анкор», за 2005 год они выросли на 20% против 14% в среднем по торговле. Быстрее росли только доходы топменеджеров: этот процесс связан с экспансией торговых сетей в регионы, руководство бизнес-единицами в которых сети доверяют, как правило, московским специалистам. Последние просят за переезд из Москвы солидную прибавку.
Рост заработной платы сотрудников розничных сетей в 2005 году, согласно исследованию компании «Анкор», составил в среднем 14%. «2005 не был выдающимся в плане роста зарплат в рознице, сейчас ситуация стабилизировалась и рынок корректируется,— соглашается с данными „Анкора” гендиректор кадрового агентства „Топ-контакт” Лия Купчина.— Стремительный рост наблюдался в 2001–2002 годах, когда было мало специалистов.
За минувший год зарплаты выросли на 15–20%».
При этом, по данным «Анкора», топ-менеджеры стали зарабатывать на 30% больше, кассиры — более чем на 20% больше.
Увеличение доходов топменеджеров кадровики связывают с экспансией российских сетей в регионы. «Местные квалифицированные кадры редко становятся у руля филиалов столичных сетей. Набрав достаточный опыт, они отправляются в Москву»,— говорит Лия Купчина. Московские управленцы готовы ехать в регионы, однако согласно сложившейся практике работодатель предоставляет им квартиру на месте, прибавка же к зарплате столичного специалиста в регионе составляет 30–50%.
К тем же процессам приводит и выход на российский рынок западных компаний. «На российский рынок строительных материалов продолжают экспансию западные операторы, которые предлагают лучшие условия, поэтому местным игрокам просто необходимо улучшать условия», говорит HR-директор сети «Старик Хоттабыч» Екатерина Днепровская. Эта тенденция характерна для всех сегментов рынка, считает она: «„Топы” в компаниях различного направления, но схожего формата зарабатывают практически одинаково».
Уверенный рост зарплат кассиров (на 20% против 14% в среднем по отрасли) связан со все повышающимися требованиями к ним. Скажем, с октября 2004 года все новые кассовые аппараты должныоснащаться ЭКЛЗ (электронноконтрольная лента защищенная). «Кассовые терминалы постоянно усложняются, поэтому компании приходится вкладывать ресурсы в обучение персонала. Естественно его надо удерживать»,— говорит пресссекретарь сети магазинов «Патэрсон» Надежда Сенюк.