По данным компании Mintel, косметический рынок Великобритании продолжает сохранять высокие темпы роста. По отношению к началу 2009 года рынок вырос на 7,4%, до 1,2 млрд фунтов.
Согласно исследованию компании , продажи средств для ухода за телом и лицом выросли на 6,7%, до 1 млрд фунтов. А рынок парфюмерии за тот же период подрос на 4,6%, до 667 млн фунтов.
Эксперты считают, что снова наблюдается «эффект губной помады», характерный для периодов рецессий. Речь о том, что в трудные времена женщины не могут лишний раз приобрести, например, дорогую сумку или обувь, зато компенсируют это, чаще приобретая какую-нибудь мелочь из косметики.
«Эффект губной помады» был замечен еще во времена Великой депрессии 1930-х. Тогда с 1929-го до 1933 гг. промышленное производство США сократилось вдвое, а продажи косметики увеличились.
Цвет кризиса — ярко-красный
По словам директора лондонского универмага Selfridges Энн Питчер (Anne Pitcher), в периоды экономической нестабильности особенной популярностью у женщин пользуется помада ярко-красного оттенка, потому что она позволяет им почувствовать себя увереннее.
«Наблюдения за продажами показали, что впервые за долгое время этот цвет помады снова в моде. Вероятно, еще и потому, что красная помада, которую рекламируют Скарлет Йоханссон и Моника Белуччи, ассоциируется у женщин с голливудским макияжем, а значит и с высоким качеством жизни», — сказала Питчер в интервью газете Telegraph.
Аналитики Mintel также выяснили, что британские женщины вместо того, чтобы экономить средства, покупая более дешевые товары, балуют себя, приобретая продукцию ведущих мировых брендов.
По словам генерального директора консалтинговой компании MHE Retail Джорджа Уоллеса (George Wallace), опрос, проведенный компанией, показал, что в сумочке каждой британской женщины в возрасте от 25 до 34 лет лежит косметика на сумму не менее 71 фунта; и нет признаков того, что они собираются уменьшить свои расходы. Более того, довольно часто британки покупают дополнительные косметические продукты, чтобы повысить себе настроение.
Россиянкам нужно вдвое больше
Впрочем, по данным компании Procter&Gamble, в целом темпы роста мирового косметического рынка замедлились. Если в докризисные годы сегмент средств по уходу за кожей возрастал на 5-7% в год, то за последний год рост составил только 3%. Рост парфюмерно-косметического рынка в целом снизился с 3-5% до 1,5%.
По мнению президента подразделения Female Beauty Care компании Джины Дросос, «главное, что рынок не остановился в развитии». Заводы стоят, денег нет, но российские женщины и в кризис стараются ухаживать за собой. По словам Джины Дросос, российские потребители предъявляют все более высокие требования к косметике, отдавая предпочтение тем средствам, которые обеспечивают заметное преображение.
«Довольно наглядный пример с окрашиванием волос, — говорит она. — Во-первых, российские женщины в три раза чаще красят волосы, чем американки, причем не только чтобы закрасить седину, но и для того, чтобы заметно изменить и улучшить природный оттенок. Второй отличительной чертой является то, что они используют более разнообразный спектр косметических средств. Скажем, если в среднем американская женщина пользуется лишь двумя кремами для лица — дневным и ночным, то россиянка имеет удвоенный арсенал: например, помимо дневного и ночного крема использует специальный крем для кожи вокруг глаз и дополнительное средство против морщин».
С начала 1990-х годов российский парфюмерно-косметический рынок демонстрировал одни из самых высоких темпов роста в Европе и в мире. К середине 2000-х темпы снизились до 10—15% в год, но рост стабильно сохранялся. В 2008 году объем парфюмерно-косметического рынка России достиг рекордной суммы в 9,3 млрд евро. Оборот декоративной косметики составил 1,6 млрд евро, средства по уходу за волосами — 1,5 млрд евро, по уходу за кожей — 1,4 млрд евро.
Недорогие марки тоже нарасхват
Большую часть российского косметического рынка составляет импорт; в денежном выражении объем импортной косметики составляет 70-80%. Кроме того, большая часть российской косметики изготавливается из импортного сырья, поэтому девальвация рубля не могла не сказаться на ценах.
В связи с этим в кризис россиянкам пришлось немного изменить свои косметические вкусы, но исследование компании Nielsen говорит о том, что вкладывать средства во внешность российские женщины не перестали.
Так, за период с января по август 2009 года рост продаж средств по уходу за лицом — кремов и лосьонов составил около 8% в денежном выражении и столько же в натуральном. Выросли объемы продаж косметики для ухода за телом, включая средства для рук, ног и универсальные — рост по объемам в стоимостном выражении составил 5%. Однако снизились на 5% розничные продажи шампуней в натуральном выражении, рост в денежном выражении составил 8%.
Аналитик компании «Nielsen Россия» Оксана Алексеева пояснила BFM.ru, что снижение покупательной способности потребителей в период рецессии заметно повлияло на динамику продаж в сегменте средств персонального ухода. В частности, одной из заметных тенденций стал рост продаж недорогих марок. «Это особенно заметно в базовых категориях, таких как шампуни и средства ухода за телом и лицом», — уточняет Оксана Алексеева.