С октября московская сеть ресторанов "Япоша" получила более 40 исков от своих поставщиков. Компании жалуются, что сеть перестала платить по счетам.

Долги на 71 миллион

В базе Высшего арбитражного суда РБК обнаружил информацию о 42 исках, поданных в последние полгода поставщиками товаров и услуг к ООО "Япошка-Сити" (операционная компания сети). Совокупная сумма исковых требований составляет 71,2 млн руб.

Больше всех (14,7 млн руб.) "Япоша" задолжала клининговой компании "Клининг Технология" — в последних числах мая арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иск компании. Представитель "Клининг Технологий" заявила, что заказчик перестал оплачивать услуги по уборке еще год назад, и теперь вся надежда на судебных приставов.

Из исков следует, что около года назад компания перестала рассчитываться со многими контрагентами. В сентябре будет год, как "Япоша" прекратила платить по счетам, объясняет подачу иска коммерческий директор компании — поставщика морепродуктов "Крабофф.ру" Дмитрий Ескин. "Система вроде бы работает, рестораны открыты, но договориться об оплате задолженности нам не удается. Представители "Япоши" общаются с нами очень дерзко", — рассказывает Ескин.

 Представитель дистрибьютора "Лотос-Столица" (поставка чая, кофе, майонеза, кондитерских изделий) рассказывает, что собирается разорвать отношения с сетью. Компания подала в суд, поняв, что уладить проблему мирным путем не получится. В такой же ситуации оказались булочники ТД "Настюша", поставщики чая и кофе "Бибомания", поставщик оборудования, продуктов и посуды для заведений японской кухни "Суши Хаус".

Лишь представитель ООО "Рисма-Сифуд" (поставщик рыбной продукции) рассказывает, что "Япоша" расплатилась по долгам после подачи иска в суд (производство по делу о взыскании долга на 2,3 млн руб. было прекращено 23 апреля 2015 года). Тем не менее компания прекратила поставки в сеть.

Связаться с представителями сети "Япоша" РБК не удалось — в головном офисе не отвечают на звонки.


"Антисуши" и ребрендинг

Владельцы ресторанного холдинга Ginza Project Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев запустили сеть собственных ресторанов японской кухни под брендом "Япошка" в 2005 году, на пике популярности в крупных городах суши и сашими с соевым соусом и острым соусом васаби. К тому времени рынок японских сетевых ресторанов в России уже был высококонкурентным: наиболее динамично развивающиеся в Москве сети — "Якитория" (ресторанного холдинга "Веста Центр Интернешнл") и "Планета суши" ("Росинтера") начали свое развитие шестью годами ранее.

Фишка "Япошки", которая должна была выделить сеть в ряду конкурентов, заключалась в том, что посетителям предлагались два меню — "Суши" (с японскими блюдами) и "Антисуши" (с блюдами русской кухни). Финансирование для развития сети было получено в банке "Траст". По данным "Коммерсанта", к 2008 году долг ООО "Япошка-Сити" перед банком составлял 784 млн руб.: деньги были направлены на открытие новых точек и рекламную кампанию. В частности, широкий резонанс получил ребрендинг сети в 2008 году: компания заявила о том, что заведения будут называться "Япоша". Якобы прежнее название вызвало недовольство в японском посольстве как пренебрежительное по отношению к жителям Страны восходящего солнца.

Кризис 2008–2009 годов сеть пережила довольно тяжело: часть точек была закрыта, а долг компании, по данным СПАРК, вырос до 1,6 млрд руб. Сам "Траст" никогда не признавал владение сетью, а в Ginza называли взаимодействие с банком партнерством, в рамках которого инвестиции в проект прописывались как кредиты.

По данным СПАРК, сейчас единственный владелец "Япошка-Сити" — кипрский офшор NRT Holdings Limited. Кипрской компанией через офшор владеет банк "Траст" — 19%, еще 62% долей в совокупности у Yaposha Investments Limited (у компании номинальный акционер), оставшиеся доли разбиты между офшорами-миноритариями. По словам источника РБК в топ-менеджменте ресторанного холдинга Ginza, с 2011 года "Япоша" действительно принадлежит банку "Траст".

По данным СПАРК, на конец 2013 года долгосрочные долговые обязательства "Япошка-Сити" составляют 1,1 млрд руб.

В августе 2014 года ЦБ отозвал лицензию у "Траста". Его санацией занимается финансовая группа "Открытие". Представители "Траста" и ФК "Открытие" отказались комментировать происходящее в ресторанной сети.

Японский спад

Сейчас японская кухня есть везде, даже в кофейнях и пиццериях, и потребитель от нее устал, говорит исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. "У заведений японской кухни действительно есть проблемы, она стала менее интересной, явно виден спад. На него накладывается еще и падение потребительского спроса, из-за которого, независимо от кухни, закрывается много ресторанов", — уточняет он.

"Время японских ресторанов прошло. Они превратятся в псевдояпонские заведения, где вместе с суши и сашими будут курить кальян. Японские рестораны в чистом виде, я думаю, умерли, останутся в живых немногие", — согласен с мнением о кризисе формата глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments