Затянувшиеся праздники и последовавшие за ними аномальные холода в январе ударили по производителям пива. По оценкам участников рынка, в январе, и без того самом непопулярном для пива месяце, продажи по сравнению с январем прошлого года упали на 15%. Причиной оказалось не столько снижение потребления, сколько трудности с доставкой пива, уточняют производители.
В минувшую пятницу пивоваренная компания “Балтика” распространила сообщение, в котором анализируются продажи в первый месяц нового года. “Снижение температуры на 1 градус относительно среднемесячной нормы ведет к уменьшению продаж на 1% — такую зависимость выявили специалисты компании по результатам изучения погодных карт Росгидрометцентра и анализа объемов продаж прошлых лет”, — говорится в заявлении. Представитель “Балтики” Алексей Кедрин отказался раскрыть, насколько упали продажи, но выразил уверенность, что пивоварне “удастся минимизировать потери до конца года”.
“Балтика” не единственная пострадавшая пивоварня. По словам сотрудника Гидрометеоцентра, с середины января в разных частях страны температура была ниже нормы на 7-22 градуса. “В Сибири температура отличалась на 15-20 градусов от нормы, в европейской части — на 10-15 градусов”, — констатирует синоптик. В первые месяцы после Нового года традиционно пиво покупают меньше всего в году: по сравнению с пиковым летним сезоном в январе потребление падает в два раза. “Прошлая зима была мягче, при нынешних морозах люди в первую очередь думают не об утолении жажды, а о сохранении тепла”, — рассуждает глава Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов.
Впрочем, падение продаж спровоцировало и проблемы с доставкой, с которыми столкнулись производители в особенно морозные дни. “В январе мы продали на 10% ниже планов”, — признает директор по продажам МПБК “Очаково” Владимир Кочетов. По его словам, негативную роль сыграло не столько снижение уровня потребления пива, сколько проблемы с доставкой пива в регионы. “Пиво буквально замерзало”, — объясняет Кочетов. Он также рассчитывает, что компания наверстает упущенное в последующие месяцы. “Причинами снижения продаж стали сокращение часов работы или закрытие торговых точек из-за перебоев с электричеством, нестабильная работа транспорта, обеспечивающего розницу”, — добавляет Кедрин из “Балтики”. По словам директора московской дистрибуторской компании “Линкор” Андрея Галанина, во второй половине января “спрос был, но вывезти продукцию удавалось не всегда”.
Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко оценивает снижение продаж пива в январе по отношению к прошлому году в 15%. Таким образом, выручка пивоваров в январе снизилась примерно на $35 млн, считает аналитик. По его мнению, производители смогут выравнять результаты, “если морозы не продлятся до мая”. С оценкой коллеги согласен и аналитик ФК “Уралсиб” Марат Ибрагимов. “Продажи пивоваров в январе оказались ниже прошлогодних на 10-15%”, — полагает он.
В выигрыше оказались производители водок и коньяков. В разгар морозов Национальная алкогольная ассоциация подсчитала, что в январе спрос на крепкие спиртные напитки в стране вырос на 30%.
“Люди перешли на «северный» тип потребления”, — объяснил председатель НАА Павел Шапкин.
Справка:
По данным Российского союза пивоваров, ежегодно в России продается около 90 млн гектолитров пива на более чем $8 млрд. Около 90% рынка контролируют пять холдингов: Baltic Beverages Holding, Sun Interbrew, Heineken, South African Breweries и Efes Beverages.