Согласно опросу, проведенному Исследовательским холдингом «Ромир», повседневные расходы россиян сократились на 20% в номинальном выражении по сравнению с декабрем 2010-го года. Но в сравнении с данными годовой давности эксперты зафиксировали номинальный рост расходов.
По данным исследователей, расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе 2011г. оказались на 11% выше, чем в январе 2010 г. Уровень повседневного потребления, достигнутый в начале прошлого года, сохранился, учитывая инфляцию, которая по продуктам питания превысила 10% в годовом выражении, а по непродовольственным товарам повседневного спроса тоже составила около 10%. По информации «Ромир», в январе 2010 г. рост номинальных повседневных расходов составил почти 30% по сравнению с январем 2009 г., то есть тогда он обогнал инфляцию более чем в два раза.
За три года (январь 2011г. к январю 2008 г.) повседневные расходы россиян номинально выросли ровно в два раза. С поправкой на накопленную за этот период инфляцию рост реальных потребительских расходов на продукты питания и товары повседневного спроса можно оценить ростом в 30-45% за три года.
По данным исследовательского холдинга «Ромир», размер среднего чека в в январе 2011 г. снизился на 14% по сравнению с декабрем 2010 г. Это свидетельствует о сокращении частоты совершения покупок. В данном случае имел место эффект праздничной декады в начале января, когда россияне наиболее активно посещали торговые центры, совмещая покупки с развлечениями.
Номинальный размер среднего чека в январе 2011г. вернулся на уровень начала 2010 г. По сравнению с январем 2008-го он вырос на 80%. Как отмечают эксперты «Ромира», самые высокие показатели роста среднего чека за три года были зафиксированы в городах с населением около 500 000 жителей (+100%), а самые скромные (+64%) – в Москве.
Доля расходов на продукты питания в общем объеме расходов на повседневные товары (без учета услуг и крупных покупок) в январе 2011-го как и в предыдущие три месяца оставалась на уровне 72-74%. Изменить эту пропорцию пока удается только сезону подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных – возрастает до 37-39%.