Росфиннадзор, Минздрав и Банк России могут получить новые функции, до сих пор входившие в сферу ответственности Федеральной антимонопольной службы. Например, регулирование госзакупок и рекламы. Пакет экспертных предложений направило в правительство Минэкономразвития.

Подумать над тем, как нужно уточнить сферы ведения ФАС и показатели эффективности службы, поручил в июне премьер-министр Дмитрий Медведев после встречи с членами экспертного совета при правительстве. В прошлом году было похожее поручение Игоря Шувалова, уточнил его представитель: проработать оптимизацию полномочий ФАС. Речь идет об избыточных полномочиях ведомства, добавили в аппарате первого вице-премьера.

Поделить ФАС

Предложения суммировало и направило в правительство Минэкономразвития (документ есть у РБК). Они достаточно радикальны. В частности, в качестве одного из вариантов предлагается "трансформировать" ФАС с выделением "экономического Роспотребнадзора" и "отдельного компактного антимонопольного ведомства, подотчетного правительству".

Эта рекомендация исходит из экспертного совета при правительстве —совещательного органа, созданного для разработки всех значимых социально-экономических решений правительства, федеральных министерств и ведомств. Эксперты аргументируют его тем, что последнее время в антимонопольной политике сложился "ряд системных проблем", связанных с низким качеством деятельности ФАС.

Другой вариант, предложенный экспертами, — значительно сократить полномочия ведомства, передав их другим органам. Нормотворчество предлагается отдать Минэкономразвития, реализацию госполитики в сфере рекламы лекарств и медикаментов — Минздраву, в части рекламы финорганизаций — ЦБ, контроль за рекламой возложить на контрольные органы, отвеча­ющие за защиту прав потребителей. Сферу госзакупок в части обеспечения их правил предлагается передать Росфиннадзору. ФАС также предлагается вывести из числа регуляторов в сфере иностранных инвестиций и торговли — без указания ведомств, которые могли бы заняться этим вместо ФАС.

Впрочем, экспертный совет признает: "Необходимо принимать во внимание потенциальную неготовность других ведомств к реализации данных полномочий и связанные с этим риски "регуляторного вакуума". Переход в связи с этим должен быть поэтапным.

Никто не хочет новых функций

В Центральном банке РБК сообщили, что получили от правительства предложения по передаче ему функций контроля за профильной рекламой, но пока воздерживаются от их оценки. "Банк России изучает полученные предложения", — ответили в пресс-службе.

Минздраву идея получить новые полномочия по регулированию госполитики в сфере рекламы лекарств не приглянулась. Это нецелесообразно, поскольку "Министерство здравоохранения в первую очередь занимается разработкой нормативно-правовой базы и не имеет ресурсов для осуществления контролирующих функций", ответили в пресс-службе министерства на запрос РБК, добавив, что реализация такого предложения потребовала бы дополнительных ресурсов во всех регионах страны.

Представитель ФАС отказался от комментариев. Но в июле глава ведомства Игорь Артемьев говорил РБК, что дела по защите интересов конкретных потребителей ведомство давно мечтает передать. Он отмечал, что на июньской встрече с Медведевым как раз об этом и договорились, вот только осуществить передачу полномочий на практике сложно: другие ведомства это не "поднимут".

"Это в буквальном смысле означает оставить людей вообще без защиты, наедине с самыми жуткими монополиями", —заявлял Артемьев. Изменить ситуацию, по его словам, может только большая законодательная работа о передаче этих прав секторальным регуляторам — Минсвязи, Роскомнадзору, Роспотребнадзору, Росздравнадзору и другим.

Само Минэкономразвития, как следует из внесенных в правительство документов, пока предлагает сосредоточиться на прекращении "антимонопольного преследования малого бизнеса" (иммунитет от ФАС). Такие меры содержатся в письме замминистра Евгения Елина. ФАС в своем письме указывает, что сама уже разработала законопроект, исключающий возможность признания доминирующими хозяйствующих субъектов с долей рынка ниже 35% и применение уголовной ответственности к малым предпринимателям за нарушение антимонопольных норм.

В Минэкономразвития не ответили на вопрос РБК об отношении к другим инициативам экспертов, которые оно направило в правительство вместе со своими, а также о готовности министерства взять на себя дополнительные полномочия вместо ФАС. "Окончательное решение по этому вопросу в данный момент еще формируется, идея о сокращении полномочий ФАС действительно рассматривалась, но получит ли она развитие, говорить пока преждевременно", —заявила пресс-секретарь министра Елена Лашкина.

Бизнес требует больше

Вместе с тем "Деловая Россия" и РСПП уже не удовлетворены предложениями об иммунитетах для малого бизнеса. В своих письмах в Минэкономразвития они замечают, что этого недостаточно для улучшения бизнес-климата, и предлагают сразу пойти дальше, распространив некоторые иммунитеты на весь бизнес без каких‑либо различий.

Например, "Деловая Россия" предлагает разрешить согласованные действия предприятиям с выручкой до 400 млн руб. в год (сейчас в законопроекте — до 60 млн). В дальнейшем этот порог необходимо увеличить до 1 млрд руб. "с целью защиты и среднего бизнеса от административного давления со стороны ФАС".

Согласованные действия и некоторые виды соглашений должны быть разрешены для всех бизнесменов, если их совокупная доля рынка не превышает 10% рынка, пишет РСПП. На все предприятия предлагается распространить и согласование проверок с прокуратурой.

Единственным из всех бизнес-объединений, указавшим на возможные риски от новых иммунитетов бизнеса, стала Торгово-промышленная палата. В небольших поселениях, где действует в основном малый бизнес, могут вырасти цены. Рост стоимости комплектующих, произведенных небольшими предприятиями, может сказаться и на цене конечной продукции для крупных производств, пишет ТПП.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments