Продавцам одежды массовых марок кризис дал шанс. Освободилось много помещений под магазины. Потребительский спрос сместился в сторону масс-маркета. Такого благоприятного случая, возможно, больше не представится, говорит гендиректор «Мэлон фэшн груп» Михаил Уржумцев.
— С прошлого года спрос на одежду упал?
— На рынке говорят о том, что продажи в сопоставимых магазинах упали от 5% до 10%. Мы за 10 месяцев выросли на 4%. Рынок еды и женской одежды — самый стойкий. В кризис женщина не станет покупать норковую шубу, но какую-то кофточку или аксессуар купит всегда. К нам пришли те, кто покупал в дорогом сегменте.
Кризис ударил по тем, кто работал по франчайзингу. В январе — феврале небольшие франчайзи не могли взять кредит. Его и сейчас невозможно взять, но это хотя бы понятно, а в кризис самое страшное — неопределенность.
— Из-за девальвации конечная стоимость одежды для покупателя увеличилась?
— В наших магазинах рублевые цены даже снизились на 8%.
— Где шьете одежду?
— В производстве одежды помогает наше дочернее швейное предприятие в г. Острове, но его доля из-за бурного роста компании постоянно сокращается и сейчас составляет около 6%. Еще 2% мы шьем на фабриках России и Белоруссии, остальное — производство Китая. Львиную часть одежды всего мира производят Китай, Вьетнам, Бангладеш, Индия, Пакистан, Турция. Россия не исключение.
— Импортозамещение в таких условиях возможно?
— Я боюсь об этом говорить! Считаю, что невозможно, но есть люди в нашей стране, которые свято верят и ждут. Думаю, что мы не дождемся, но, может быть, однажды мы проснемся — а у нас полно предприятий, готовых производить много, качественно, вовремя. Люди, умеющие шить, цена приемлемая. Ткань откуда-то вдруг произвелась. Мы не используем российские ткани.
— Открытие в Петербурге магазина H&M стало событием для рынка?
— Как всегда бывает, в первый месяц работы нового магазина все покупатели там, а потом возвращаются — это нормальная практика, уже никто не расстраивается.
Емкость рынка одежды — $25 млн, на 90% это масс-маркет. Я полагаю, что наш рынок — самый конкурентный с точки зрения присутствия на нем интернациональных игроков, но тем интереснее. H&M — последний игрок, которого не было в Петербурге. Насколько я вижу, открытие H&M не повлияло на наши продажи. Обслуживание везде одинаковое, досконально ассортимент никто не знает. Когда многие компании работают в одном и том же направлении, встает вопрос доверия потребителя к марке. А если наша компания давно на рынке, этот вопрос отпадает.
— Пришлось ли вам корректировать планы в связи с кризисом?
— В конце 2008 г. у «Мэлон фэшн груп» было 47 магазинов в Петербурге и 42 в Москве. Мы строили амбициозные планы в начале года, хотели открыть около 80 магазинов в России. Год пропесочил мозги всей нашей отрасли, в том числе и нам, но мы намерений не изменили. Мы уже открыли 68 магазинов, еще 15-20 — в планах до конца года.
У нас три марки: Befree — это одежда для молодых девчонок, Love republic — более дорогая и претенциозная одежда, Zarina — классическая одежда, недорогая, средний чек — всего 1500 руб. Мы успели занять хорошие места в существующих торговых центрах, входили в новые. Экспансия проходила в Москве и регионах, Петербург мы давно насытили. Мы запускали магазины в новых торговых центрах, которые умудрились открыться, несмотря на сложности финансирования. Таких немного. В существующих центрах мы открывали Zarina и Befree. Сеть Taxi, которую приобрели в октябре 2008 г., а в августе вывели на рынок под маркой Love republic, выросла с 16 до 50 магазинов, через год будет 150.
— Арендодатели стали более сговорчивыми?
— Большинство ритейлеров стали аккуратнее в плане экспансии и щепетильнее подходят к выбору новых площадок, поэтому сейчас условия торговых центров более мягкие. Дают и скидки от 10% до 30%, но дифференцированно и только там, где снижается количество посетителей и объемы продаж.
В этом году мы подписывали договоры на 3-5 лет. Там, где мы уже арендуем, договор заключен на год с возможностью пересмотра условий.
— На каких условиях остаетесь в комплексах, где резко упал и трафик, и продажи?
— Здесь ставится вопрос ребром: либо заменяем арендную ставку процентом от оборота в размере 15-18%, либо съезжаем. За год мы закрыли только один магазин в Москве, в основном удается найти компромисс. Сейчас на условиях процента с оборота работает 15% наших магазинов. Такие условия наша экономика выдерживает.
— Развитие в торговых центрах — принципиальная позиция компании или все-таки рассматриваете стрит-ритейл?
— В Петербурге я знаю не более пяти точек стрит-ритейла, где стоит быть, и все они на Невском. На Невском, хотя это главная улица, есть лишь два участка с достаточной проходимостью: вокруг Казанского собора и рядом с метро «Маяковская». В других местах арендная ставка снизилась, но скоро она снова вырастет, а проходимость недостаточная.
Флагманские магазины всех наших марок уже есть на Невском, но мы рассматриваем предложения, чтобы открыть еще по одному магазину.
— Зачем же дублировать?
— Невский проспект сейчас освобождается от пафоса, становится единственной торговой улицей масс-маркета, где работают магазины одежды и ресторанчики с демократичной атмосферой. Мы находимся именно в этом сегменте. Поэтому магазины на Невском не просто флагманы — это основные точки продаж по всем брендам.
— Изменились ли затраты на открытие магазина?
— Отдел в абсолютно новом торговом центре стоит нам сегодня примерно 2 млн руб. без запаса товара. Выход в уже существующий торговый комплекс, где не нужно строить с нуля, — около 1,5 млн руб. Окупаемость раньше составляла 25 месяцев, сейчас мы выходим на 15-16 месяцев. В уже существующих торговых центрах трафик наработан, поэтому выручка начинается сразу. Отдельные магазины окупаются за полгода, в среднем — за год.
— Развиваетесь на собственные средства?
— Конечно. Стоимость экспансии снизилась, именно поэтому мы даже не привлекали инвестиционных средств в этом году. В начале текущего года мы закончили эмиссию акций, получили от акционеров $20 млн в разгар кризиса. Пока мы эти инвестиции даже не израсходовали. Вкладывали в открытие все то, что зарабатываем сами. Таким образом, у нас достаточно ресурсов для серьезных движений на рынке.
— Выходит, что компания выиграла от кризиса?
— Так и есть. Сложно было психологически. В январе — феврале никто не представлял, что будет дальше. Ситуация мобилизовала компанию, мы строили планы, исходя из того, что произойдет самое плохое. Даже когда стало легче, мы действовали по намеченному плану, при этом ни штат, ни зарплаты не сокращали — на конец года у нас было 1639 сотрудников, сегодня — больше 2000.
Сейчас мы пользуемся случаем, который, возможно, больше не представится. Торговые места в России вскоре станут дефицитом — все стройки заморожены, в ближайшие 2-3 года вместо ожидаемого бума торговой недвижимости из 10 запланированных торговых центров откроется один. Уже в следующем году начнется борьба за существующие торговые места, которая приведет к росту арендной ставки.