В ночь на 4 июля сайт iz.ru выпустил шок-новость: "Эксперты обнаружили ДНК человека в колбасе "Мортаделя"". Сейчас она уже недоступна, но текст, конечно, сохранился в кэше поисковиков.

Жуткая история о сервелатах из человечины предсказуемо взорвала новостные агрегаторы и социальные сети. Самые внимательные читатели, впрочем, обратили внимание на то, что подмосковный комбинат "Мортадель" (согласно СПАРК, владелец компании — бизнесмен Николай Агурбаш; выручка за 2016 год — 1,2 млрд рублей, чистая прибыль — 7,9 млн) в последнее время подозрительно часто становится ньюсмейкером.

Например, компания конфликтует с ритейлером "Дикси". Весной он разорвал контракт с "Мортаделем", объяснив это претензиями к качеству продукции и наличием в ней "не указанных на упаковке ингредиентов". До расторжения контракта "Мортадель" требовал от "Дикси" вернуть более 100 млн рублей, уплаченных за "лжемаркетинг".

Уже после прекращения сотрудничества с "Дикси" "Мортадель" добился того, что дело в отношении ритейлера возбудила ФАС. Арбитражный суд Московской области принял иск о взыскании c "Дикси" 47,4 млн рублей. Ритейлер предпринял аналогичные действия, но ФАС жалобу оставила без внимания, суд иск отклонил.

И ещё одно примечательное обстоятельство: страшное открытие, по данным iz.ru, сделали "эксперты Федерального исследовательского центра питания (Институт питания РАМН)". Однако эта организация прекратила своё существование несколько лет назад.

"Секрет" задал вопросы всем реальным и предполагаемым героям скандала, а также попросил PR-эксперта рассказать, как эффективно вбросить фейк — и как от него отбиться.

Владимир Бессонов, заведующий лабораторией химии пищевых продуктов ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии", доктор биологических наук:

"Прежде всего НИИ питания РАМН юридически не существует с 2013 года (сейчас его функции выполняет ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии". — Прим. "Секрета"). Я лично таких вещей никогда не обнаруживал, другие институты, насколько мне известно, — тоже. Но трындёж о том, что в чьём-то мясе нашли человечину, идёт очень давно.

У криминалистов есть высокочувствительные методы, которые могут обнаружить следы ДНК: грузчик, например, дотронулся до продукции голой рукой — и клетки кожи остались на мясе. Но я считаю, что это нечистоплотная конкурентная борьба.

Если появляется хреновая информация о ком-либо, значит, кто-то хочет нагадить. Как назвать таких людей? Это фашисты".

Эльвира Агурбаш, вице-президент компании "Мортадель":

"Для нашего потребителя эта новость звучит примерно так: "В колбасе компании "Мортадель" нашли человеческое мясо". Получается, компанию "Мортадель" и Главное управление ветеринарии Московской области обвиняют в том, что у нас на производстве произошло убийство. Что мы убиваем людей.

Где тогда заявление в прокуратуру? Как брали образцы? Была ли это плановая проверка? Какие заводы ещё проверяли? Мы не получили до сих пор никакого протокола. У меня нет ни одной бумаги о том, что у меня с завода брали колбасу на экспертизу.

Когда я прочитала эту новость, позвонила в Институт питания (имеется в виду ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии". — Прим. "Секрета"). Меня соединили с руководителем научного направления "Оптимальное питание" Александром Батуриным. Он в ужасе. Сказал, что прямо сейчас идёт проверка, проводили ли в его институте какую-либо экспертизу.

Любому специалисту ясно, что это абсурд. Во-первых, чтобы проверить качество колбасы, не делают экспертизу на наличие человеческой ДНК. Во-вторых, ДНК человека — везде. Когда повар крошит овощи в салат, в него попадает ДНК человека. Человек взял колбасу в руки — там есть ДНК человека. Я вас возьму за руку — у вас на руке будет моя ДНК. Более того, ДНК свиньи на 90% совпадает с ДНК человека.

Что касается качества продукции. Ветеринарная служба проверяет всё наше входящее сырьё, все цеха и все этапы производства продукции. Недавно ещё говорили об африканской чуме свиней во Владимирской области, где у нас есть комплекс. Наш свиноводческий комплекс имеет самую высокую степень ветеринарной защиты. Это значит, что в радиусе 20 км уничтожаются все кабаны и свиньи, все хозяйства. На предприятие не допускаются посторонние люди и машины.

На самом деле об этой "экспертизе" я услышала ещё 28 июля на заседании суда. ФАС по нашей жалобе возбудила дело о навязывании услуг в отношении компании "Дикси". У "Дикси" запросили документы, но у компании их недостаёт, и заседание перенесли на 4 сентября. В тот день их юрист стоял напротив меня и показывал документ, в котором говорилось, что обнаружили человеческую ДНК в нашей продукции. Но я тогда не придала значения этому бреду.

Когда мы ещё сотрудничали с "Дикси", на нас постоянно давили. Говорили, что если мы не будем соглашаться отдавать товар за полцены и будем требовать вернуть деньги за маркетинг, контракт разорвут. Это и произошло. Через два месяца после того, как я попросила вернуть нам деньги за лжемаркетинг, с нами прекратили сотрудничество, сославшись на плохое качество продукции. Хотя до этого всё устраивало.

Я обратилась в суд, а "Дикси" подала встречные иски. Хотя суд первой инстанции и апелляционный суд их отклонили, сеть подала на кассацию. Конечно, это затягивание процесса. "Дикси" понимает, что, если она проиграет дело, это будет прецедент. Другие производители тоже пойдут в суд.

А о краже документов вы слышали? Группа лиц пробралась на территорию завода, проделав огромную дыру в заборе. Вскрыли 18 дверей! Некоторые пролезли через окно. Унесли папку, перетянутую красной резинкой, на которой было крупно написано "Дикси". Там были материалы для суда: доказательная база, флешки с аудиозаписями. Больше ни у кого ничего не пропало, хотя в здании были дорогие гаджеты и телефоны. У меня из кабинета только ещё вынесли маленький сейф. Но в нём ничего не хранилось, я им не пользовалась.

По этому эпизоду ведётся следствие. Я не могу обвинять "Дикси" без решения суда, но я могу высказывать свои мысли. За 26 лет своей истории "Мортадель" никому не был нужен. А сейчас кто-то пытается сделать так, чтобы компания ушла с рынка, а мы разорились.

Мы выживаем. До конфликта 40% продукции поставляли "Дикси". Сейчас начали сотрудничать с Х5, нас пригласил к себе "Мираторг", продолжаем работать с "Лентой", "Глобус Гурмэ" и другими сетями. Но у нас нет таких объёмов, как раньше.

"Дикси" нанесла нам колоссальные убытки. Возникли огромные долги, потому что мы закупали большое количество сырья. Поэтому появились иски о банкротстве. Но мы выкрутимся.

А по поводу новости о человеческой ДНК — мы будем её опровергать и подавать в суд на "Рен ТВ" (сайт телеканала перепечатал новость родственного ему издания iz.ru одним из первых. — Прим. "Секрета").

Владимир Русанов, руководитель пресс-службы компании "Дикси":

"Мы предоставили суду и ФАС все необходимые документы, обосновывающие расторжение договора поставки с данным контрагентом. В том числе акты и протоколы ряда экспертиз продукции этого поставщика, среди которых была и экспертиза с результатами, о которых идёт речь.

Эту экспертизу проводило ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" по обращению Ассоциации компаний розничной торговли. Кроме как в суд и ФАС, результаты данной экспертизы нами никуда не предоставлялись.

Рассмотрение дела перенесено, так как ФАС затребовала дополнительные документы — как у нас, так и у "Мортаделя".

Домыслы по поводу так называемой "кражи документов" не комментируем. Тем более что официальных подтверждений факта кражи от полиции в СМИ не видно. Похоже, нет и заявления в органы МВД от того, кто эту информацию распространил.

Подозрения в наш адрес пусть останутся на совести источника дезинформации".

Олег Воронин, основатель PR-агентства Bernays:

"У нас есть только одна законная экспертиза — Роспотребнадзора. Его проверки имеют значение, а любые экспертизы лабораторий, даже хороших, — нет.

Поскольку этого НИИ вообще не существует, история очень похожа на наезд. Но доказухи тут мало. Видимо, кто-то хочет создать обсуждение. Человек примитивно устроен: если что-то попало в СМИ, значит, это правда.

Любая информационная атака строится на простом принципе: заронить зерно сомнения по главному свойству продукта. Способов много. Можно провести пикет против "вредной продукции", найти "потерпевшего", обратиться в суд или, что проще всего, напрямую к журналистам.

Как отбить такую атаку? Лучше на неё вообще не отвечать. Иначе вы только поддержите негативную повестку. Хотите погасить — замолчите. Многие компании думают, что их тогда проклянут и не будут ничего про них писать.

На самом деле у журналистов память короткая. Никакая новость не живёт дольше десяти дней. Даже новость о теракте в Питере продержались три дня, а потом всё заглохло.

Если всё же хотите что-то сделать, помните, что прямых ответов в любом случае быть не должно, но можно попробовать перебить негатив. Предположим, в каком-нибудь общепите произошла драка: безумцы набили морду кассиру. Чтобы погасить новость, заведение проводит подчёркнуто трешевую акцию: всем людям с маленькой писькой — скидка.

Либо молчать, либо перебивать повестку. Лучше всего отвлекать внимание так. Но крупные компании обычно в плане пиара никакие.

Не надо, кстати, думать, что в пиаре все постоянно друг друга топят. Информационные атаки заказывают гораздо реже, чем обычные кампании. И чаще всего новости больших изданий всё-таки правдивы".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments