В первом полугодии продажи водки в России снизились на 4% год к году и составили 344 млн л, пишет РБК со ссылкой на исследование рейтингового агентства НРА. Падение к аналогичному периоду 2019 года составило 3%.
В свою очередь исследовательская компания GfK подсчитала, что падение продаж еще более драматичное — почти 8% год к году. При этом падение спроса на водку — долгосрочный тренд, отмечает GfK. Доля домохозяйств, покупающих водку, неизменно снижается с 2016 года.
Наблюдают сокращение продаж и ретейлеры: у сети «Азбука вкуса» за отчетный период продажи водки в натуральном выражении снизились на 11% по сравнению с тем же периодом 2020 года и на 1,6% — 2019-го.
В 2020 году продажи водки стимулировала пандемия, считают аналитики НРА. Объявленные из-за COVID-19 нерабочие дни и повышенный спрос на дезинфицирующие товары способствовали росту продаж: в первом полугодии 2020 года было продано 360 млн л против 357 млн л за январь—июнь 2019 года.
Эксперты агентства связывают падение продаж водки с мерами государственного регулирования: высокими акцизными ставками, ограничениями торговли и рекламы. Акциз занимает, по оценке НРА, больше трети в цене водки, и его повышение приведет к росту средних цен на водку примерно на 1,5% в год в среднесрочной перспективе.
Кроме того, россияне стали реже покупать водку, так как начали следовать принципам здорового образа жизни, указывают аналитики НРА. На фоне этого сокращается потребление крепкого алкоголя, развивается культура потребления вина.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.