Вскоре на российской бирже впервые появятся акции производителя лекарств. Как стало известно “Ведомостям”, “Аптечная сеть 36,6” планирует продать на РТС до 30% акций своей дочерней компании “Верофарм” — лидера в производстве пластырей и онкологических препаратов. Эксперты прогнозируют хороший спрос на акции “Верофарма”, поскольку этот сектор сейчас интересует инвесторов.
Бизнес “36,6” начался в 1997 г. с того, что Бектемиров и Кривошеев один за другим купили фармацевтические заводы в Воронеже, Белгороде и Покрове. Заводы объединили в ЗАО “Верофарм”, но вскоре на первый план для бизнесменов вышло развитие аптечной сети “36,6”, в которую сейчас уже входит свыше 500 аптек. Став лидерами в розничном сегменте, владельцы “36,6” решили избавиться от производства. Разные топ-менеджеры “36,6” в разное время говорили “Ведомостям”, что “Верофарм” планируется продать западному профильному инвестору. Однако 1 декабря 2005 г. “Аптечная сеть 36,6” объявила о продаже 19,9% акций “Верофарма” инвестиционной компании “Тройка Диалог”. По словам источника, близкого к этой сделке, за 19,9% акций “Тройка Диалог” заплатила около $38 млн (всю компанию без учета долгов оценили в $155 млн).
Тогда же гендиректор “36,6” Артем Бектемиров сообщил, что “Тройка Диалог” получила мандат на публичное размещение “некоторого пакета акций” “Верофарма” в начале 2006 г. Размер пакета, который появится на бирже, он тогда не назвал, отметив лишь, что “36,6” “в любом случае сохранит контроль над “Верофармом”. Сама “Аптечная сеть 36,6” провела IPO в январе 2003 г. на ММВБ, и с момента размещения стоимость акций холдинга выросла на 290% (с 307 до 1198 руб. за акцию).
Как стало известно “Ведомостям”, на бирже РТС будут проданы 20-30% акций “Верофарма”, а само размещение состоится в ближайшие месяцы. Организатором IPO будет “Тройка Диалог”, сообщил источник, знакомый с планами фармацевтической компании. Вчера в “36,6” отказались прокомментировать эту информацию. Однако о скором IPO “Верофарма” уже знают некоторые коллеги и конкуренты. “Выбрав «Тройку Диалог» в качестве андеррайтера, «Верофарму» удастся привлечь хороших инвесторов”, — считает один из участников фармацевтического рынка. Игорь Рудинский, генеральный директор одного из крупнейших фармдистрибуторов — “СИА Интернейшнл”, считает, что акции “Верофарма” вызовут интерес в любом случае. “Таких бумаг пока нет. И тот, кто первым из отрасли выходит на биржу, получает определенные преимущества”, — отмечает он. Рудинский не исключает, что примеру “Верофарма” последуют и другие фармацевтические производители.
Директор инвестиционно-банковского обслуживания финансовой корпорации “Уралсиб” Олег Лухтон подтверждает, что российский фармрынок сейчас очень интересен инвесторам. “Второй год подряд государство проводит программу добровольного лекарственного обеспечения (ДЛО) и выделяет на это большие суммы ($2 млрд в 2005 г., $1,5 млрд в 2006 г. — «Ведомости»), — рассуждает Лухтон, — и работающие с государством компании автоматически получают дополнительный рынок сбыта и рост выручки”. Размещение “Верофарма” должно пройти удачно, считает он. “Бумаги купят, если цена на них не будет завышена”, — добавляет директор управления акционерных рынков капитала МДМ-банка Александр Андреев.
Опрошенные “Ведомостями” эксперты затруднились оценить стоимость “Верофарма” перед IPO. Но все они отмечают, что бумаги фармацевтических восточноевропейских компаний пользуются спросом. Для сравнения: при выручке в 2005 г. в $785 млн капитализация венгерской компании Gedeon Richter (котируется на Будапештской, Берлинской, Франкфуртской и Мюнхенской биржах) вчера составила $3,9 млрд, сербской Zentiva Bucuresti — $223 млн (Будапештская биржа) при обороте в 2005 г. в $61 млн, а литовской Sanitas AB — $56,2 млн при выручке $16,9 млн.
Справка:
ОАО “Верофарм” объединяет три фармацевтических завода в Воронеже, Белгороде и Покрове, около 80% акций компании принадлежит холдингу “Аптечная сеть 36,6”, 19,9% – инвестиционной компании “Тройка Диалог”. Портфель “Верофарма” включает более 315 дженериковых и онкологических препаратов, 100 из которых продаются под зонтичными брендами “Веро” и “Лэнс”. 76% акций “Аптечная сеть 36,6” принадлежат Артему Бектемирову и Сергею Кривошееву, 20% акций обращаются на ММВБ и РТС. Консолидированные продажи холдинга за девять месяцев 2005 г. составили $209 млн (из них на “Верофарм” приходится около $54,4 млн). При этом чистый убыток “36,6” за этот же период составил $5,1 млн.