В конце апреля один из крупнейших спортивных ритейлеров страны «Высшая Лига» со штаб-квартирой в Краснодаре объявил о продаже миноритарного пакета акций фонду прямых инвестиций CapMan Russia. Как сообщил генеральный директор «Высшей Лиги» Алексей Пшеничный, привлечение средств финансового инвестора позволит достаточно быстро расширить географию сети, в частности, увеличить количество магазинов «Высшая Лига» в три раза — до 150 к 2016 году. По прогнозам, к этому времени объём продаж сети должен превысить 200 млн евро. Сейчас у сети 56 магазинов и, по предварительным подсчётам, около 1,6 млрд рублей выручки. В фокусе интереса кубанского ритейлера — Центральный и Приволжский округи, а также Московская область и Москва.
Алексей Пшеничный уточнил, что фонд приобрёл свыше 25% акций и добавил, что в операционную деятельность «Высшей Лиги» миноритарий вмешиваться не будет. Объём сделки он не раскрывает. «Главный интерес CapMan Russia — рост рыночной стоимости компании, через три-шесть лет они должны успешно, со своей плановой рентабельностью продать свою долю, — говорит г-н Пшеничный. — Для фонда важно следить за эффективностью использования своих средств и при этом сделать компанию привлекательной».
Директор департамента управленческого консалтинга АКГ «Ваш Советникъ» Александр Полиди считает, что «Высшую Лигу» можно было бы оценить в 5–7 EBITDA. Однако по 2011 году отчётности пока нет. Если взять показатели 2010 года, то EBITDA тогда составила, по нашим подсчётам, 206 млн рублей. Исходя из этого, блокирующий пакет мог стоить 258–360 млн рублей. Впрочем, результат прямой договорённости между компаниями мог быть совсем иным.
Оценивая действия руководства «Высшей Лиги» по привлечению средств, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин признаёт, что компания выбрала наилучшую на данный момент стратегию: «Использование других инструментов финансирования для ритейлера, скорее всего, пока не назовёшь рациональным. Сейчас ликвидности на рынке всё ещё сравнительно немного — рынок публичного долга не располагает к дебютам небольших компаний. Аналогичным образом и первичные размещения на бирже при текущей конъюнктуре — вряд ли актуальная задача для эмитентов третьего эшелона». Директор краснодарского филиала Ernst&Young Анна Калмыкова добавляет, что привлечение инвестора позволяет в сжатые сроки получить достаточно дешёвое по сравнению с банковским кредитом финансирование. А уже когда инвестор забирает свои деньги с прибылью, возникает вопрос, куда пойдёт его доля — может быть, вернётся к менеджменту компании, а может, компания пойдёт на IPO. Однако, по словам Алексея Пшеничного, IPO — лишь один из вероятных следующих шагов, причём не приоритетный: «Пока мы хотим привести нашу компанию в соответствие с европейской моделью ведения бизнеса, сделать её прозрачной и понятной для будущей инвестиционной программы. А CapMan Russia, помимо финансовых ресурсов, имеет различные инструменты, приводящие компанию к общепринятому рыночному стандарту». По словам Анны Калмыковой, к выходу на биржу надо серьёзно и долго готовиться: как с точки зрения достижения определённых объёмов бизнеса, так и с точки зрения корпоративного управления и финансовой отчётности.
Как признаётся Алексей Пшеничный, будущее сотрудничество с инвестором в своё время оказало значительное влияние на проработку стратегии развития компании — перемены не произошли в момент завершения сделки: «Как я говорил в декабрьском интервью “Эксперту ЮГ”, мы стремимся выйти в центральный регион, возможны слияния и поглощения или самостоятельные открытия. В данный момент мы самостоятельно открываем магазины и уже начали присматриваться к компаниям, которые могут облегчить наш экстенсивный рост». Пока же «Высшая Лига» будет развиваться по двум основным направлениям: повышать эффективность внутренних процессов и открывать новые точки продаж.
«Сейчас ведётся большая работа по интенсивным изменениям в компании — это касается ассортимента, его представления, дополнительного сервиса, продаж в интернете. На качество этих изменений, безусловно, влияют вложения CapMan Russia, но наши клиенты уже могут увидеть перемены, — описывает первые шаги компании после прихода инвестора г-н Пшеничный. — Кроме того, мы намерены в 2012 году открыть 11 точек: в апреле открыли магазин в Ростове, в мае четыре магазина появятся в Анапе, в июне столько же — в Рязани, а в августе стартуют два магазина в Воронеже».
«С учётом того, что компания получила финансирование, план открыть 150 точек и выйти на объёмы продаж свыше 200 миллионов евро очень реалистичен, — комментирует Анна Калмыкова. — Тем более что у “Высшей Лиги” хорошая стартовая позиция в своей нише, в своём регионе. Теперь им надо шагнуть дальше, и с помощью фонда это удастся».
Максим Клягин также уверен, что компанию как одного из крупнейших игроков сектора ждёт успех на федеральном уровне. «На наш взгляд, это, несомненно, весьма перспективное направление ритейла, объём российского рынка спортивной одежды и спорттоваров можно примерно оценить в четыре-пять миллиардов долларов. Поэтому интерес фонда прямых инвестиций к сегменту вполне понятен, — говорит г-н Клягин. — К тому же в последние несколько лет рынок демонстрировал весьма высокие темпы роста, на уровне около 20–30 процентов; при этом потенциал роста остаётся более чем существенным. Согласно различным исследованиям, в России спортом регулярно занимается только около двух-трёх процентов населения. Для сравнения, аналогичный показатель для развитых европейских стран в среднем в 5–10 раз выше».