По заказу российского офиса Google аналитики BCG попытались оценить текущее состояние российского сегмента интернет-экономики и его краткосрочные перспективы. Главные выводы работы: сейчас чистая интернет-экономика — это 1,6% ВВП России, связанная с сетью экономика в несколько раз больше. Несмотря на достаточно высокую концентрацию в Москве и Санкт-Петербурге, интернет-экономика в РФ развита на уровне испанской и итальянской и обречена на бурный рост прямо на наших глазах: к 2015 году "доля интернета в ВВП" при сохранении текущих трендов вырастет до 2,6%.
По заказу Google консалтинговая группы Boston Consulting Group (BCG) провела исследование "Влияние интернета на экономику России", в котором исследователи BCG попытались оценить "вклад интернета в экономику". BCG оценила "прямой вклад" сети в ВВП как стоимость товаров, закупаемых через интернет, затраты населения на доступ и инфраструктуру, чистый экспорт, связанный с сетью, затраты государства на интернет — исходя из этого, "прямой вклад" оценен в 1,6% ВВП и 2,1% валового продукта без нефтегазовых доходов, или $19,3 млрд в 2009 году. Этот уровень, отмечают в BCG, ниже доли интернет-экономики в Великобритании (7,2% ВВП) и Дании (5,8%), но сравним с показателями для Испании (1,9%) и Италии (2,2%).
Непосредственно "интернет-потребление" в РФ в оцениваемом году составило, по оценкам BCG, $12,6 млрд, импорт интернет-услуг и товаров — $6,3 млрд, экспорт — около $1 млрд, инвестиции — $10,5 млрд (из них — около $4,4 млрд инвестиций компаний, не являющихся интернет-операторами). Велик и т. н. ROPO-сектор (офлайновые продажи, в которых сеть имеет ключевое значение): порядка $16 млрд, или более чем вдвое больше чистой "электронной коммерции" ($7,4 млрд). В сумме же продажи и через интернет, и с непосредственным использованием сети, но не относящиеся BCG к интернет-экономике, в секторе B2B оценивались для 2009 года в $82 млрд.
Интернет-экономика, как показывает анализ BCG, достаточно сильно централизована в Москве и Санкт-Петербурге, впрочем, речь идет о различиях в основных показателях в три-четыре раза, но не на порядок (в случае с Лондоном и остальной Великобританией речь идет о разнице в 20%). В России экономика интернет-компаний относительно менее эффективна, чем в ЕС: выше занятость в секторе при более низких прибылях, это в BCG объясняют ранней стадией развития рынка. Влияние интернета на развитие в РФ малого и среднего бизнеса BCG констатирует, но не измеряет количественно, поясняя: даже активные малые компании РФ в сети используют ресурсы недостаточно, преимущественно лишь как среду для рекламы и маркетинговых акций.
Для инвесторов и игроков авторы исследования предлагают крайне позитивный прогноз: к 2015 году доля в ВВП интернет-экономики вырастет до 2,6% ВВП, т. е. до $64,8 млрд, "интернет-потребление" — до $51,3 млрд, инвестиции в сектор удвоятся до $21,1 млрд. Речь идет только о "базовом" сценарии, предполагающем рост в интернет-экономике на 22% в год. "Оптимистичный" сценарий, дающий в ближайшие пять лет рост в секторе в 30% в год, основан на предположении о росте госзатрат и частных инвестиций в сети, что доведет долю интернет-экономики в РФ к 2015 году до 3,7% ВВП. Впрочем, и "консервативный" сценарий заманчив: в нем к 2015 году онлайн-продажи составят 7% всех покупок и 3% оборота розничной торговли РФ. Впрочем, во всех вариантах чистый "интернет-экспорт" РФ к 2015 году останется отрицательным, хотя "интернет-экспорт" и будет расти быстрее, чем "интернет-импорт".