Польская почтовая компания InPost с начала 2015 г. намерена вывести в Украину новые услуги на базе своей сети почтовых терминалов. Как рассказал "Капиталу" CEO InPost Рафал Бжоска, в I квартале в Европе начнется трансграничная доставка товаров через почтоматы (в основном из иностранных интернет-магазинов). В Украину и Россию эта услуга придет спустя пару месяцев после европейского старта.

По словам Рафала Бжоски, сейчас уже ведутся переговоры с крупнейшими онлайн-ритейлерами, в том числе китайской Alibaba Group (включает торговые площадки Ali-Express, TaoBao). Европейский союз оберегает свой рынок от агрессивной экспансии азиатских компаний, поэтому для таких ритейлеров и обслуживающих их логистов Украина — перспективный рынок, объясняет Рафал Бжоска. По его оценкам, трансграничные поставки составляют около 30 % всего украинского рынка электронной коммерции. Это около $ 600 млн, если учитывать, что объем продаж через интернет внутри страны по итогам 2013 г. составил порядка $ 2 млрд.

Кроме того, в Украине компания запустит услугу отправки посылок для мелких предпринимателей (через личный кабинет на сайте) и физлиц (прямо в почтомате).

Это позволит организовать прием возвратов от покупателей интернет-магазинов, как это работает уже, например, в Польше. Через почтоматы пользователи в Украине также смогут сдавать технику в сервисные центры для ремонта. У InPost есть соответствующее соглашение, к примеру, с Samsung, а услуга уже работает в ряде европейских стран.

Попытка № 2

InPost работает в 22 странах мира и сотрудничает с 10 тыс. интернет-магазинов, а также частными и государственными логи­сти­ческими операторами. В каждой стране работает от нескольких десятков до тысячи терминалов. Сеть почтоматов InPost в Украине пока небольшая — всего 20 машин. До конца года планируется установить еще 20.

При этом компания готова инвестировать около €20 млн в Украину, хотя эта цифра может измениться в зависимости от политической ситуации в стране. При сохранении текущих темпов роста европейского и украинского рынков электронной коммерции Украине понадобится 900‑1000 почтоматов, отмечает Рафал Бжоска. Ожидаемый период выхода на окупаемость — 4‑5 лет. "Конечно, ситуация в Украине непростая и что угодно может произойти. Но мы готовы рискнуть", — говорит Рафал Бжоска.
В прошлом году InPost уже пыталась развивать сеть почтоматов в Украине через партнера — компанию "Мист Экспресс". До конца 2013 года планировалось поставить 20 почтоматов в Киеве и 20 в регионах. Но этого не произошло. По мнению генерального директора InPost в Украине Вальдемара Бжоски, главной ошибкой стал подход к развитию направления. "Логистика и развитие сети почтоматов требует отдельного подхода, там другие правила и другие цены. Это не то же самое, что курьерская доставка", — сообщил он "Капиталу".

Почтоматы привлекают логистов

В Украине уже есть свои сети почтоматов. Крупнейшей располагает компания PickPoint. Как рассказал руководитель компании Игорь Орт, сеть PickPoint насчитывает 500 сервисных точек и 40 почтоматов в столице и крупных городах. Еще 120 уже готовых к работе почтоматов планировали установить в ближайшее время. Но завезти в Украину их пока не представляется возможным — часть оборудования производилась в России на предприятии, которое, как оказалось, изготавливало продукцию двойного назначения.

По словам Игоря Орта, существующие почтоматы PickPoint загружены на 47 %. Хотя в общем объеме украинского рынка доставки, который оценивается в 20 млн отправлений в год, доля почтоматов пока незначительная. Клиенты PickPoint — это в основном компании, работающие по принципу многоуровневого маркетинга (Avon, Oriflame, Mary Kay) каталожные компании (Green Mama), интернет-магазины (Yakaboo, Technogorod.com).

На долю почтовых логистов — "Укр­пош­ти" или "Нової пошти" PickPoint пока не претендует. "Мы позиционируем почто­маты как альтернативу курьерской доставке", — объясняет Орт. По его оценкам, в перспективе ближайших 5 лет терминальный бизнес может занять до 40 % рынка в этом сегменте.

Напомним, что о планах по развитию сети почтоматов недавно заявила также компания "Мист Экспресс". Кроме того, такую услугу тестирует "Нова пошта". В конце прошлого года о выходе на рынок заявляла также сеть Eurobox, в которую российский венчурный фонд Bull Venturres инвес­тировал несколько миллионов долларов. Однако, судя по отсутствию какой‑либо актуальной информации на сайте компании, проект не получил дальнейшего развития.

Чего боятся магазины

Во время конференции OWOX, которая на прошлой неделе состоялась в Киеве, руководитель магазина электроники Repka Дмитрий Латанский обратился к Рафалу Бжоске: "Знаете, почему мы, интернет-магазины, не работаем с такими сервисами, как ваш? Потому что, когда клиент получает заказ, его никто не видит, никто не может проконтролировать, что он там в действительности получил". Впрочем, по словам Орта, еще одной из причин, почему многие интернет-магазины не хотят работать с терминальными почтовыми сетями, является нежелание ритейлеров вести безналичные расчеты.

Проблему контроля заказов почтоматные компании решают с помощью видео­наблюдения. Например, согласно правилам InPost, распаковать посылку нужно перед почтоматом. Терминалы PickPoint — это indoor-решения. Они размещены внутри торговых центров в прикассовой зоне, что позволяет держать их под постоянным наблюдением. Кроме того, терминалы оснащены внутренним видеонаблюдением.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments