Рост цен на продукты питания в регионах Сибирского федерального округа в марте существенно замедлился, а по некоторым товарам наблюдается даже небольшое снижение, выяснили корреспонденты РИА Новости.

Так, в Омской области в марте 2015 года потребительские цены на продукты питания в среднем выросли на 1,8% к февралю, в то время как с начала года рост цен составил 9,3%. В Кемеровской области в марте рост цен на продовольствие составил 1,7% (с начала года 8,5%). В республике Алтай в марте цены выросли на 1,3% в то время как с начала года на 10,2%. В других регионах ситуация схожая.

Рост прекращается

По данным Минпромторга Новосибирской области и регионального штаба по обеспечению продовольственной безопасности, если в январе-феврале по перечню из 40 основных продовольственных товаров наблюдался только рост, то за последние недели марта по 15 группам товаров наблюдается небольшое, но стабильное снижение цен.

В частности, за последние три недели марта, снизились цены, к уровню начала месяца, на питьевое молоко (на 0,7%), на сыры (на 2,4%), огурцы (на 3,9%), помидоры (на 1,7%), яблоки (на 5%). Практически не менялись цены за последние две недели на говядину, свинину, мясо кур, колбасу, масло сливочное, сметану, творог.

В Алтайском крае, где цены на продукты в марте в среднем выросли меньше чем на 1%, основное снижение цен отмечено на яблоки (на 6,1%), сахар-песок (на 4,1%), масло сливочное (на 3,7%), крупу гречневую-ядрицу (на 2,8%), сообщают власти региона.
В Омской области в марте, особенно в последние недели, также отмечается снижение цен на сыры, сахар, свинину, плодоовощную продукцию. Наиболее заметно подешевели огурцы — на 8,3%, помидоры — на 6,4%.

В Томской области инфляция в марте замедлилась до 1% (в январе — 3,9%, в феврале — 1,8%), составив за первые три месяца 2015 года 6,7%. Больше всего в минувшем месяце в Томске подорожали орехи (на 12,8%), соленое филе сельди (11,9%), оливковое масло (11,8%) и сухофрукты (11,1%).

Цены на картофель выросли на 7,4%, морковь — на 7,1%, питьевое пастеризованое молоко — на 1%, говядину — на 3,1%, на куриные яйца — на 2,1%. А вот хлеб и булочные изделия из пшеничной муки первого и второго сортов подешевели на 1,9%. Также начали дешеветь свежие огурцы (в марте — на 12,9%) и помидоры (10,1%).

Красноярскстат также зафиксировал в марте снижение цен на некоторые овощи и мясо. По сравнению с февралем подешевели огурцы, курица, свинина, некоторые сорта сыра. В среднем цена снизилась от 1 до 10 рублей. В то же время на колбасы, мясо и фарш говядины, сливочное масло и рыбу цены незначительно, но поднялись. По данным статистики, в крае в марте индекс потребительских цен составил 101,1%.

Меры властей

Власти регионов Сибири отмечают, что положительную роль в стабилизации ситуации с ценами на продовольствие сыграли меры, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

В Алтайском крае в начале марта было подписано соглашение между администрацией региона и ведущими местными торговыми сетями, а также предприятиями потребительской кооперации о применении минимальных торговых надбавок и фиксации цен на отдельные социально значимые продукты питания, такие как хлеб, молоко, крупа, масло подсолнечное и сливочное, вермишель, рыба мороженая и другие.

Кроме того, в крае продолжается работа по открытию социальных магазинов и торговых отделов, предусматривающих дополнительные скидки социально незащищенным категориям населения. Также власти активизировали работу по проведению социальных акций, ярмарок выходного дня с привлечением максимально возможного количества товаропроизводителей, представителей крестьянских и фермерских хозяйств.

Специалисты Минэкономики Омской области считают, что обуздать цены удается не только за счет мощной продовольственной базы и развитой системы переработки собственной сельхозпродукции, но и за счет организационных мероприятий на рынках сбыта. Так, в Омске дважды в неделю проводятся губернские ярмарки, создаются новые торговые места в сельских районах, крупные торговые сети с февраля участвуют в акции "Держим цены".

На сегодняшний день в акции задействовано почти 220 торговых точек. По сравнению с началом марта число участников выросло на 25%. Торговые организации самостоятельно определяют набор социально-значимых продуктов, которые они будут продавать по сниженным ценам.

Собственник торговой сети "Формат" зафиксировал розничные цены на базовый продуктовый набор из 16 видов продуктов, таких как хлеб, молоко, мука, несколько видов круп, колбаса, сыр, чай, соль, кондитерские изделия, а в сети "Низкоцен" до 1 мая "заморожены" либо снижены цены на 19 видов продуктов, в том числе на консервы мясные и рыбные, масло подсолнечное, молочные продукты, детское питание и другие.

По данным главы Минпромторга Новосибирской области Николая Симонова, в регионе большую роль в сдерживании роста цен сыграло соответствующее соглашение, которое подписали федеральные торговые сети и поддержали региональные. В результате торговая надбавка в рознице составляет не более 10%.

"Специально для категории населения с низкими доходами постоянно действуют продовольственные ярмарки. С начала года прошло уже 170 ярмарок. На рынках и ярмарках порядка 1,5 тысяч свободных мест, из которых 550 предназначены для реализации сельхозпродукции мелкими предпринимателями и личными подсобными хозяйствами", — сказал Симонов журналистам.

Как сообщает администрация Томской области, глава региона Сергей Жвачкин своим апрельским постановлением рекомендовал магазинам и торговым сетям региона предусмотреть по одному наименованию в ассортименте социально значимых продуктов и установить на них ограниченную торговую надбавку. Максимальный размер надбавки для таких продуктов рекомендован на уровне 15-25% в зависимости от города или района, на территории которого работает торговая точка.

Кроме того, глава региона установил максимальную торговую надбавку в размере 20-30% (в зависимости от муниципального образования) на детское питание. "Экономический кризис — повод для социальной ответственности, а не для спекуляций и необоснованного роста цен", — заявил губернатор.

Покупатели и ритейлеры

Крупнейшая в Красноярском крае и представленная в соседних регионах торговая сеть "Командор" предлагает своим клиентам покупать социально значимые товары по выгодным низким ценам. По словам PR-специалиста сети Екатерины Бернталь, еще год назад компания начала ввод товаров "первой цены" — товары в каждой категории по низкой цене.

"Согласно еженедельному мониторингу рынка мы выставляем цену — 1%. Конечно, чаще всего это происходит за счет собственной наценки, за счет договоренностей с поставщиками, третье — за счет поиска поставщиков, которые могли бы производить под нас товары с приемлемыми входными ценами, которые мы транслируем на покупателей. Этот список на данный момент включает в себя более 200 наименований", — сказала Бернталь.

Представители торговых сетей в последние месяцы отметили изменения в поведении покупателей.

"Покупатели сейчас переходят на покупки мелкофасованных товаров, более мелкую упаковку, но я не могу сказать, что люди переходят на более дешевую продукцию и что доля более дешевого ассортимента стала существенно выше", — сообщила журналистам директор по закупкам новосибирского локального рынка ГК "Холидей" ("Холидей классик", "Холди") Ольга Слободская.

Она отметила, что спрос на качественную продукцию по-прежнему остается стабильным и количество покупателей меньше не стало, так как продукты — это не тот товар, на котором люди экономят в первую очередь.

Гендиректор торгового холдинга "Сибирский гигант" ("Гигант", "Горожанка") Александр Егоров сообщил, что в последние месяцы в связи с кризисными явлениями в экономике в магазинах наблюдается увеличение спроса на продукцию, предлагаемую по сниженным ценам в рамках различных акций.

"Покупатель стал более требовательным (к цене), увеличивается доля товаров, продаваемых по акциям. Значительным ростом это назвать нельзя, но это примерно 50%. В целом спрос не падает", — сказал он.

Директор по корпоративному управлению ОАО "Новые торговые системы" ("Универсам удачных покупок", "Лидер экономии", "Бахетле") Александр Агеев, в свою очередь, отметил, что кризис практически не коснулся спроса на продукты среднеценового и премиального сегментов.

"Тот покупатель, у которого продукты питания занимают не главенствующую роль в структуре расходов, не корректирует свое поведение", — сказал эксперт, в то время как покупатели со средними доходами "скатываются" в более дешевый ценовой сегмент.
В связи с этим, по мнению Агеева, в ближайшее время спрос на продукты среднеценового сегмента перекочует в формат "жесткого дискаунтера".

Новосибирский министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Николай Симонов добавил, что, по его данным, количество посещений продуктовых ярмарок в регионе за последнее время выросло в 1,5-2 раза. Растет и средний чек покупок. По его мнению, люди с низким достатком предпочитают совершать покупки именно здесь.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar