В декабре Потребительский индекс снизился на 0,4%, достигнув 333,5 пунктов. Это весьма настораживающий факт на фоне роста почти всех остальных составляющих ИДА за исключением Индекса предпринимательских оценок и ожиданий. Важно, что бы это снижение не стало трендом после роста последних четырех месяцев.
Причины столь резкого изменения динамики потребительского индекса, прежде всего в текущей и прогнозируемой инфляции. В 2010 году потребительские цены выросли на 8,8%, что полностью совпало с уровнем инфляции за 2009 год. В январе стало окончательно понятно, что прогноз Минэкономразвития по инфляции в 6,5% и даже 7% будет превышен. Вопрос лишь на сколько.
По альтернативным от Росстата оценкам уже в декабре инфляция составила от 9% до 15% (декабрь к декабрю). Но даже с учетом инфляции, рост реальных расходов потребителей на повседневные покупки в декабре вырос на 3-8%. При этом рост доходов в декабре 2010 года к ноябрю этого же года составил 21%. Для сравнения: рост этого показателя в предыдущем году достиг только 15%. Расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (по данным «Ромира»).
Первое полугодие будет определяющим в этом отношении. Определенность появится, когда к потребителям будут приходить продукты нового урожая, так как именно рост стоимости продуктовой корзины, причем не только в России, но и в мире стимулирует инфляцию. Если рассматривать причины российской инфляции помимо повышения налогов, сборов, тарифов и цен на продовольствие, то можно выделить такой катализатор как финансирование дефицита бюджета. Именно оно стало основой для вливания рублевой ликвидности в финансовую систему страны. На фоне укрепляющегося рубля это значительно стимулирует импортозамещение.
Дальнейшая либерализация обменного курса на фоне значительного притока валютной выручки может позволить получить в 1 квартале 2011 г. профицит и обеспечить за счет этого стерилизацию рублевой ликвидности. При этом рост денежных агрегатов замедлится, а процентные ставки на денежном рынке начнут повышаться. Это может создать предпосылки к возможному замедлению инфляции к третьему кварталу этого года. В такой ситуации Банк России, скорее всего, будет поднимать депозитные ставки. Ожидаемый годовой рост может составить около 1%. Очевидно, что это негативно скажется на кредитовании реального сектора.
В отличие от нашей страны в Европе, скорее всего ставки расти не будут. Это объясняется тем, что базовая инфляция – индекс цен без учета продовольствия и энергоносителей остается невысокой, в декабре она составила всего 1,1%. Помимо этого инфляция в Еврозоне на текущий момент в разы ниже российской. В декабре в еврозоне инфляция неожиданно повысилась с 1,9% до 2,2%, впервые за два с лишним года превысив целевую планку ЕЦБ (2%). Даже если в следующие два месяца будет рост до 2,5%, то вряд ли ЕЦБ включится в борьбу с инфляцией монетарными методами. Приоритет дешевых кредитных ресурсов, необходимых для восстановления экономики, скорее всего, останется и ставки останутся на текущем уровне. В Европе бюджетная дисциплина позволит укрепить доверие бизнеса, домохозяйств и инвесторов и будет больше способствовать подъему, чем дополнительное стимулирование. В противоположность этому, в США регуляторы пытаются усиливать стимулирующий эффект посредством госпрограммы покупки облигаций.
Положительным фактором для потребительского сектора выглядит тот факт, что в 2011 году акции компаний потребительского сектора и розничной торговли могут рассматриваться как одни из драйверов рынка. Средний доход с начала года превысил 70%, что существенно превышает рост индексов РТС и ММВБ максимальные значения которых колебались вокруг уровней 18-20%. Может показаться, что высокая инфляция может помочь ритейлерам, которые смогут показать высокие темпы роста сопоставимых продаж за счет увеличения продаж на одного человека, как это было в 2008 г., когда инфляция на продукты питания превышала 19 %, но высокий уровень инфляции в 2007-2008 гг. не оказывал существенного влияния на покупательскую способность населения, так как рост реальных располагаемых доходов находился на высоком уровне (на уровне 0-11%) вследствие благоприятных макроэкономических факторов.
Больше вопросов, чем ответов, вызывают данные Росстата, которые указывают, что индекс потребительской уверенности в России, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в четвертом квартале 2010 года повысился по сравнению с третьим кварталом на 1 процентный пункт и составил минус 10%. По информации госоргана поднялся и индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу. По оценке ведомства он поднялся на 3,5 процентного пункта по сравнению с 3-м кварталом.
А вот то, что положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидали лишь 27% из числа опрошенных поверить не сложно. Низкий рост доходов и рост стоимости потребительской корзины подтверждается динамикой Индекса ожидаемых изменений в личном материальном положении (-6%, что на 1 п.п. ниже третьего квартала). Доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение года ухудшится, составила 23 % против 18% в третьем квартале. Подавляющее большинство респондентов — около 95% — считали, что цены на основные товары и услуги в течение года будут расти.
На этом фоне компаниям потребительского сектора сложно полностью переложить рост себестоимости продукции на плечи потребителей, не снизив объемы реализации, потому ритейлеры будут вынуждены регулировать собственную наценку, в зависимости от изменения цен производителей, для того чтобы не потерять клиентов. Как следствие высокой инфляции — снижение потребительского спроса, повышение дефицита оборотных средств, необходимых для закупки товаров.
Приведенный анализ говорит, что в январе происходят изменения российского потребительского рынка, которые с высокой вероятностью могут продолжиться в первом квартале 2011 года. Рост цен при сохраняющихся доходах ограничивает потребление в данном секторе экономики. И даже в случае высокой инвестиционной активности потребительский сектор может оказаться заложником высокой инфляции, что помешает ему сохранять темпы роста 2010 года. В целом, негативные результаты январского Потребительского индекса основаны на негативных ожиданиях, как населения, так и бизнеса, связанных с инфляцией и с сокращением уровня реальных доходов.
Исследовательский проект «Индекс деловой активности» – ежемесячный опрос представителей делового сообщества с целью оценки делового климата в стране и основных факторов, влияющих на него. Индекс рассчитывается Ассоциацией менеджеров. С января 2011 года публикуется РБК daily.