По данным Росстата, реальные доходы населения в октябре сократились на 0,7% к октябрю 2009 г. Это первый спад за 13 месяцев. Рост доходов резко снизился в сентябре (+1,8%, за III квартал — 4,4%), когда подскочила инфляция.
За январь — октябрь доходы превысили прошлогодний уровень на 4,2%. Спад обусловлен сочетанием роста инфляции и эффекта базы, считает Юлия Цепляева из BNP Paribas: в октябре-2009 рост реальных располагаемых доходов превысил 9%. «Доходы — показатель волатильный, по одному месяцу судить о тенденции рано, но новость, конечно, плохая», — расстроена она.
С III квартала замедлился рост зарплат — основной составляющей доходов, что тут же выразилось в стагнации розничного оборота, говорит Игорь Поляков из ЦМАКП.
«Больших макроэкономических проблем не вижу: рост есть, он не перегрет», — говорит Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». Реальный рост зарплат в октябре составил 2% против 3,2% в сентябре, номинальный — 9,7% (все — в годовом сравнении).
Сокращение потребления при высокой инфляции было и в начале кризиса, но тогда, напоминает Гавриленков, потребление, сжавшись, резко снизило инфляцию, а само после быстрой коррекции снова стало расти — уже здоровыми, умеренными темпами. Сценарий повторится, думает он: «Через пару месяцев выйдем на сбалансированную траекторию потребления и инфляции». Пока инфляция не тормозит: в ноябре будет 0,8%, как и в сентябре, считает первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.
Минэкономразвития ждет роста потребления к концу года, говорит его сотрудник: рынок труда стабилен, норма сбережений должна сокращаться. По оценке министерства, доходы и розница с очисткой от сезонности в октябре уже показали рост. По расчетам Полякова, реальные зарплаты с сезонной очисткой после спада в августе и сентябре (на 1,2%) в октябре выросли (на 0,5%), такую же динамику — два месяца спада и рост в октябре — показали доходы и розничный оборот.
Ритейлеры не почувствовали снижения расходов покупателей, говорит директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов. «Кризис, увы, не кончился, цены растут, люди физически покупают меньше», — говорит совладелец продуктовых сетей «Гастрономчикъ» и «Продэко» Дмитрий Потапенко. «М.видео» не заметила падения спроса и, наоборот, готовится к высокому новогоднему сезону, говорит директор по связям с инвесторами Денис Давыдов. «В октябре у нас были лучшие показатели за год по выручке и числу транзакций», — радуется представитель «Росинтер ресторантс» Валерия Силина. Однако фиксируемое статистикой снижение доходов может иметь отложенный эффект, беспокоится она.