Работодатели в этом году сэкономят на сотрудниках. По сравнению с 2011 годом, число компаний, готовых повышать зарплату работникам, сократилось с 91% до 80%, следует из опубликованного исследования PwC "HR Барометр", посвященного трендам на рынке труда. Рост зарплат в большинстве компаний не превысит 10% при прогнозируемой инфляции 6%. Чтобы не потерять лояльность работников, работодатели обещают традиционные бонусы, которые в большинстве компаний останутся на уровне 2011 года.
Аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) в новом исследовании "HR Барометр 2012" опросили более 200 компаний и выяснили: работникам на большое повышение зарплат в 2012 году надеяться не стоит. Опрос показал, что число компаний, которые планируют повысить зарплату работникам, сократилось на 11%, до 80%. При этом большинство работодателей под повышением подразумевают скорее простую индексацию: 51% компаний планирует рост зарплат в 5-10% при прогнозируемом уровне инфляции в 6% по итогам 2012 года. Еще 16% собираются повысить на символические "меньше 5%". "Запланированное повышение во многих компаниях в среднем по России будет в пределах 8% и едва ли покроет инфляцию",— отмечает директор департамента "Анкор Учетные функции" Ирина Лямина. "Картина реалистична. Реальный рост зарплат с учетом инфляции действительно будет практически нулевой",— соглашается президент HeadHunter Юрий Вировец.
По итогам 2011 года 91% компаний повысили зарплату своим сотрудникам, причем половина (49%) на 5-10%. Аналитики PwC отмечают: тренд продолжится и в этом году. Эксперты уверены, что взрывного роста зарплат, как это было в докризисные годы, ожидать не стоит. Основные причины две. Первая — это "колоссальное" увеличение налоговой нагрузки (в 2012 работодатели платят дополнительный взнос в Пенсионный фонд в размере 10% с годовых зарплат, превышающих 512 тыс. руб.). Вторая — внешнеэкономическая ситуация, которая отнюдь не способствует бурному росту экономики. "Вероятность новой волны кризиса вполне реальна. Работодатели еще не готовы значительно расширять бюджеты на материальную мотивацию сотрудников, поэтому в большинстве случаев рост зарплат связан непосредственно с индексацией и, увы, никак не отразится на реальном росте заработка специалистов",— отмечает управляющий партнер агентства "Контакт" Марина Тарнопольская.
Исследование PwC показало, что с зарплатой повезет не всем работникам. Только 13% работодателей заявили о прибавке к зарплате в размере 10-15%, и только 1% (год назад 8%) планируют рост больше чем на 15%. Кроме того, с 6% до 14% выросло число работодателей, которые оставят работников с зарплатами на прежнем уровне, а также тех (с 3% до 7%), кто планирует снизить заработки своих подчиненных в 2012 году. Эксперты при этом отмечают: большинство компаний подходят к повышению зарплат очень селективно — на большие зарплаты можно рассчитывать в стартапах, компаниях на активно развивающихся рынках или же высококлассным специалистам.
Впрочем, эксперты уверены: компании компенсируют слабый рост фиксированной части заработка бонусом в конце года. По мнению руководителя группы подбора кадрового центра "Юнити" Ирины Антоненко, работодатели "привязывают" к бонусной составляющей уже не только коммерческий блок, но и другие департаменты. "Не поднимать уровень дохода сотрудников, в то время как часть "съедает" инфляция, нельзя, упадет мотивация и лояльность сотрудников",— убеждена директор департамента "Анкор Учетные функции" Ирина Лямина. Половина работодателей, опрошенных PwC, указали, что размер бонусов, основанных на результативности, в 2012 году останется на том же уровне, что и в прошлом году. При этом 33% компаний заявили, что планируют повысить размер годовых премий.
Понимая, что больше экономить за зарплатах, соцпакетах и страховках сотрудников компании не могут, работодатели начали находить другие источники сокращения затрат, отмечают эксперты. Сейчас активно практикуется передача на аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов (расчет зарплат, IT-поддержка, маркетинг, HR) и перенос из Москвы в регионы расчетных центров — в 2011-2012 годах, в отличие от кризисных 2008-2009 годов, острых проблем с инвестированием в такого рода корпоративные проекты уже нет, а необходимость в них с кризисных времен снизилась недостаточно, чтобы отказываться от оптимизаций.