Из всего импортируемого в Россию алкоголя только тихие и игристые вина смогли показать рост объемов в 2016 году, тогда как поставки крепких напитков (виски, ром, текила и др.) второй год подряд снижались. В то же время производство российского вина, выросшее на четверть в 2015 году, по итогам прошлого года ушло в минус. Эксперты и участники рынка объясняют такую динамику ослаблением евро и большими запасами отечественной продукции с позапрошлого года.
В 2016 году в Россию было импортировано 174,73 млн л столового вина, что на 4,5% больше, чем было в 2015 году. Импорт игристых вин вырос на 4,8%, до 34,85 млн л. Такие данные приводятся в статистике ФТС, имеющейся в распоряжении "Коммерсанта". Это незначительное восстановление объемов после провальных показателей 2015 года, когда из-за девальвации рубля и снижения покупательской способности рухнули поставки всех крупных категорий импортного алкоголя: ввоз тихих и игристых вин тогда упал на 32,6% и на 33,7% соответственно, виски — на 22,3%, рома — на 35%, текилы — на 23,1%.
В отличие от вин, объемы импорта крепкого алкоголя в прошлом году продолжили сокращаться: поставки виски снизились на 15,4%, до 28,43 млн л, рома — на 10,5%, до 4,26 млн л, коньяков и бренди — на 21,8%, до 6,89 млн л, текилы — на 2%, до 2,58 млн л. Суммарный прошлогодний объем ввоза рома, виски, джина, абсента и текилы (напитки, которые в Россию в основном импортируются) упал на 13,7%, до 36,34 млн л. Президент виноторговой компании Simple Максим Каширин считает, что статистика импорта крепкого алкоголя не отражает его продаж в 2016 году. По его оценке, они могли вырасти в пределах 10%: "Разница между импортом и продажами может объясняться тем, что в прошлом году основные импортеры — компании Diageo, Bacardi и Maxxium — все еще распродавали запасы продукции, созданные в предыдущие два года".
Получить комментарии в Diageo и Bacardi Rus не удалось.
Поставщики импортного вина, по словам господина Каширина, больших стоков не делали, поэтому после провального 2015 года им и удалось увеличить импорт в прошлом году. Президент группы МБГ Ирина Фомина говорит, что рост поставок импортного вина произошел главным образом за счет недорогой продукции: "Например, французское шампанское упало очень сильно, поэтому категория игристых вин росла за счет недорогой продукции, например, из Италии".
В России выпуск вина в 2016 году снизился. По данным Росстата (есть у "Коммерсанта"), производство столовых вин сократилось на 7,7%, до 368,48 млн л, игристых — на 8%, до 147,35 млн л. Между тем в 2015 году объемы выпуска отечественных тихих вин выросли на 24,5%, до 399,4 млн л, игристых вин — на 3,3%, до 160,6 млн л. "В 2015 году, когда падало потребление импортного вина, отечественные заводы произвели избыточное количество продукции, поэтому в 2016 году они распродавали остатки и не наращивали выпуск",— объясняет директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.
Шампанский дом "Абрау-Дюрсо" в 2016 году сработал лучше рынка: производство и продажи его игристого вина выросли на 7%, до 27,34 млн бутылок, рассказал "Коммерсанту" президент компании Павел Титов. На общую картину в отрасли, по его мнению, влияло то, что в 2015 году российских виноделов поддерживала волна патриотизма, которая сейчас идет на спад. "Также с начала 2016 года потребитель перестал паниковать по поводу обесценивания рубля: курс начал вести себя стабильно, чем смогли воспользоваться импортеры",— говорит господин Титов. Из-за укрепления рубля к евро люди чисто психологически стали переключаться с российской продукции на более дешевые вина из Европы, рассуждает госпожа Фомина: "С учетом что российское вино существенно дорожало, потребитель, конечно, стал делать выбор в пользу более дешевого, но зарубежного вина".
Что касается производства крепких напитков в России, то здесь показатели были лучше, чем у импортных поставок. Выпуск водки вырос на 16,1%, до 731,9 млн л, объемы коньяка остались практически на уровне 2015 года, снизившись на 1%, до 76,1 млн л.
В ГК "Дикси" говорят, что в прошлом году продажи всех отечественных вин в ее магазинах не изменились к 2015 году, реализация импортных вин выросла при этом на 5% (за счет игристых вин), продажи импортного крепкого алкоголя прибавили 19%, российских водки и коньяка — 29%. В X5 Retail Group сказали, что в сети магазинов "Пятерочка" в 2016 году соотношение продаж между отечественным и импортным алкоголем не менялось — 53% против 47% соответственно.