Вслед за производителями алкоголя с проблемами из-за отсутствия новых акцизных марок столкнутся импортеры.
С 1 апреля им запрещено ввозить продукцию с марками старого образца. Несмотря на то что Федеральная таможенная служба (ФТС) на прошлой неделе начала выдавать новые марки, участники рынка опасаются, что их продукция будет «вымыта» из розницы. Но с большим пессимизмом импортеры ждут 1 июля, когда им будет запрещено продавать алкоголь с марками старого образца.
Свои возможные потери они оценивают в $800 млн.
Спустя три месяца после остановки производства российскими ликероводочными заводами (ЛВЗ) из-за отсутствия акцизных марок нового образца с аналогичной проблемой столкнулись иностранные компании.
Напомним, с 1 апреля вступают в действие положения новой редакции закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта» для импортеров: им запрещено ввозить в страну продукцию со старыми акцизными марками, а новые ФТС начала выдавать лишь на прошлой неделе.
Процесс получения акцизной марки выглядит так: импортер направляет заявку на ее получение в ФТС и переводит деньги на счет таможенной службы (стоимость одной марки составляет 1,3 руб.). Затем заказ импортера направляется в Гознак, где печатаются марки, после чего ФТС наносит на марку информацию о продукции и ее производителе.
Итолько после этого марка попадает на иностранный ЛВЗ, где наклеивается на бутылку.
«В среднем срок с момента заказа марки и попадания продукции в розницу составляет три месяца. За это время продукция будет „вымыта” из розницы»,— отмечает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР, объединяет крупных дистрибуторов вина) Вадим Дробиз. «Ввозить продукцию со старыми марками мы могли до 1 апреля, но получали-то их до Нового года.
Марки нового образца начали выдавать в конце марта, все это время мы простаивали»,— констатирует директор по внешним связям комитета производителей алкогольных напитков Европейского делового клуба (объединяет крупнейших западных производителей элитного алкоголя) Александр Романов.
Участники рынка полагают, что новые правила отразятся на производителях недорогого алкоголя, в первую очередь вина.
«Оборачиваемость у элитной продукции дольше, поэтому из розницы может исчезнуть только небольшая ее часть. А вот у производителей недорогого вина возникнут серьезные проблемы»,— отмечает Дробиз из СУАР. «Производители крепкого алкоголя серьезно подготовились, сделали большие стоки, а вот импортеры вина не ожидали подобной ситуации, поэтому дефицит их продукции возможен в ближайшее время»,— отмечает коммерческий директор ГК «Вестор» (крупный дистрибутор алкоголя) Татьяна Савинова.
«Перед Новым годом мы ввезли большие партии алкоголя, с Нового года продукцию не ввозим. До конца апреля ее хватит, но потом по ряду позиций будет непросто работать»,— сетует заместитель гендиректора Diageo Distribution (виски Johnnie Walker, ликер Baileys и др.) Андрей Кравец. Запасов у крупнейшего импортера украинской Nemiroff хватит на три-четыре месяца, об этом рассказала PR-директор компании Наталья Коновалова агентству «Интерфакс».
Однако самых серьезных проблем импортеры алкоголя ждут не с апреля, а с 1 июля, когда будет запрещена розничная продажа алкоголя со старыми марками. «Самое неприятное произойдет в начале мая, когда несетевая розница перестанет брать алкоголь на реализацию. Они всегда перестраховываются за два месяца до очередных проблематичных сроков. А это 60% всех продаж»,— говорит Татьяна Савинова. По оценкам СУАР, это приведет к потерям в $800 млн. «Если сроки реализации не будут продлены, то у многих производителей останутся стоки»,— отмечает Кравец из Diageo Distribution. В таком случае правительство получит судебные иски, поэтому рынок ждет пролонгирования сроков, отмечает он. Как рассказал «Бизнесу» один из участников рынка, на этой неделе президент Владимир Путин встретится с профильными министрами, где среди прочих проблем на алкогольном рынке будет рассмотрено продление сроков хождения марок старого образца.