Легализация параллельного импорта не снизит потребительские цены, но породит дополнительные риски и негативно скажется на дальнейшем экономическом развитии России. К такому выводу пришли эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в своем исследовании, которое оценивает экономические последствия возможного изменения законодательства в области защиты интеллектуальной собственности.
По мнению экспертов университета, товарные рынки на территории России в сильной степени отличаются друг от друга, но все они весьма сегментированы по цене на одни и те же товары. При этом ценовые различия не являются следствием защиты отечественного рынка правообладателями, в частности посредством Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, используемого для защиты от импорта контрафактной и неавторизованной продукции.
«Различия в ценах складываются под влиянием других рыночных факторов, таких как издержки на производство, логистику и продвижение товара на рынок, уровень платежеспособного спроса, — сообщают специалисты НИУ ВШЭ. — Крайне же низкие цены являются индикатором распространения товаров сомнительного происхождения и качества, а также использования недобросовестных «серых» схем».
Осуществление исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности не ограничивает конкуренцию между товарными брендами. В то время как легализация параллельного импорта, нацеленная на усиление внутрибрендовой конкуренции, содержит в себе риски ухудшающегося отбора участников рынка и одновременного увеличения рисков приобретения не сертифицированной и некачественной продукции конечными потребителями и необоснованным ростом репутационных рисков производителей.
Как сообщают исследователи, помимо нанесения ущерба международному имиджу России как страны, которая отказывается от эффективного инструмента защиты объектов интеллектуальной собственности, решение о легализации параллельного импорта приведет к ослаблению отечественных производителей, которые вместо инвестирования средств в модернизацию производства будут вынуждены терпеть убытки от недобросовестной конкуренции.
По словам Алексея Поповичева, исполнительного директора НП «РусБренд», доля контрафактной продукции в общем обороте розничной торговли в России остается крайне высокой — более 10% и превышает один триллион рублей. «Данное исследование демонстрирует, что переход к международному принципу исчерпания прав на товарные знаки в условиях функционирования Таможенного союза чреват серьезным ростом поставок поддельной продукции из-за границы, в частности из Китая через территории Казахстана и Киргизии», — прокомментировал он.
Исследование НИУ ВШЭ проводилось в октябре-декабре 2011 г.