27 мая прошла конференция «IMPERATOR-FORUM 2021. Тренды в безопасности ритейла», собравшая представителей розничной торговли и экспертов в сфере безопасности, которые обменялись опытом и обозначили основные тенденции изменения системы безопасности. Мероприятие организовали группа компаний «Император» и «РБК Конференции», модерировал конференцию эксперт по безопасности в ритейле Сергей Матвеев.

В прошлом году конференция проходила в онлайн-формате, однако в этот раз ситуация позволила организаторам традиционно собрать экспертов офлайн и параллельно провести онлайн-трансляцию для всех желающих. Особенно хочется отметить, что даже онлайн-зрители могли принимать участие в голосовании, а также знакомиться и общаться с другими слушателями, налаживая полезные контакты.

Открыл IMPERATOR-FORUM 2021 директор по развитию ГК «Император» Леонид Нагайцев, обозначив во вступительном слове основные темы, которые будут подниматься в докладах и дискуссиях: тренды, которым ритейл вынужден следовать, чтобы продолжить свое развитие в ближайшем будущем, а также наиболее болезненные вопросы безопасности, например, «пилотофобию», тестирование новых решений, цифровизацию и т. д.

С докладом о будущем ритейла выступил генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков, рассказав о ситуации в стране и на рынке в целом. Несмотря на то что рынок постепенно выходит из крупнейшего экономического кризиса, за последний год на 3% снизились доходы населения и объем питания, поэтому говорить о возврате к «доковидным» цифрам в сфере продаж пока не приходится. При этом более 70% семей в России имеют незакрытые кредиты на данный момент. Средний класс потихоньку стирается – и это уже мировая тенденция.

Об этом в своем выступлении упомянул и Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле. Прогнозы эксперта оказались не очень утешительными: снижение покупательской способности неизбежно приведет к воровству – а, следовательно, и к росту потерь. Однако из-за кризиса, как показало голосование, проведенное в ходе мероприятия, бюджеты на безопасность в ближайшие три года будут в разной степени сокращать порядка 70% опрошенных.

Но не всем компаниям пришлось туго в кризис: спикер привел примеры роста цифровизации и онлайн-проодаж. OZON по капитализации превзошел «Пятерочку», а Tesla превосходит General Motors и Ford вместе взятые. «Цифровизация – основа экономики», – поясняет Борис Агатов. Меняется и безопасность: в пунктах выдачи заказов безопасность лучше организована, т. к. «оцифрованы» и товар, и покупатель, расплачивающийся банковской картой. Чтобы снизить потери в офлайне, надо идти по пути цифровизации: использовать интерактивные примерочные кабины с тачскрином, кассы самообслуживания – переносить все новые технологические наработки в офлайн.

Подробнее о потерях рассказал Игорь Чумарин, основатель «Агентства исследования и предотвращения потерь», осветив современные западные концепции в управлении потерями. Он обратил внимание, что в российском рынке, когда речь заходит об убытках, все обращают внимание только на недостачу, в то время как существует порядка 33 категорий потерь, влияющих на бизнес. И недостача – далеко не самое важное нарушение. По его мнению, необходимо полностью пересматривать методологию потерь, ориентируясь на западный опыт.

На одной из дискуссий эксперты как раз обсудили современные инструменты по безопасности и предотвращению потерь. Александр Яковлев, операционный директор по безопасности группы «М.Видео-Эльдорадо», отметил в качестве тренда рискоориентированный подход к безопасности. «Профессиональные классические безопасники в ближайшее время уйдут с рынка в силу ограниченности человеческих возможностей, ведь нам всем приходится работать с большими данными, объем которых человек обработать не в состоянии», – считает эксперт. Сейчас компания рассматривает решения для безопасности с точки зрения полезности для развития всего бизнеса.

Еще одна тенденция – безопасность на аутсорсинге, об этом упомянул Тарас Кравчук, руководитель по операционной безопасности «Ашан Россия». Компания таким образом сократила службу безопасности втрое. Согласно опросу, проведенному на конференции, участники готовы отдать на аутсорсинг физическую охрану (76% опрошенных), проверку кандидатов и контрагентов (17%) и почти никто не готов доверить подрядчику кибербезопасность и управление потерями.

Старший вице-президент по оптимизации рисков ювелирной сети Pandora Сергей Мукан отметил проблемы внедрения новых технологий: для гигантов ритейла, возможно, это не составит труда, а вот небольшим компаниям, по словам спикера, порой не хватает технической оснащенности. К тому же сложная цепочка согласований не позволяет запустить пилот, также сложно донести до сотрудников все нововведения – многие просто игнорируют инструкции.

Ответ на запрос предложил Владимир Кочанов, директор по безопасности, рискам и JR автохолдинга «Максимум», поделившийся опытом «Пятерочки», где он раньше работал. Сеть столкнулась с проблемой, что сотрудники магазинов забывают или не хотят нажимать на кнопку вызова ГБР, т. к. к их приезду, уже товар вынесут из магазина и придется тратить время на объяснения, что это не ложный вызов. Подключив к задаче КВН-щиков, создали вирусный ролик про кнопку, который моментально разошелся среди всех коллег и решил проблему коммуникации.

В конце мероприятия снова выступил Леонид Нагайцев, подняв проблему «пилотофобии» – боязни запуска новых проектов. Он призвал руководителей службы безопасности донести до владельцев бизнеса, что пилотирование – это как раз минимальные риски, а удачные проекты необходимо масштабировать, чтобы они приносили пользу всей сети.

Подводя итоги, можно сказать, что основная тенденция, на которую указали все спикеры – это переход в цифровое пространство: будь то e-commerce, диджитал-товары, новые технологии в безопасности, «оцифровка» продукта и покупателя и т. д. По мнению экспертов, в будущем цифровизация вырастет на 60%, мы переходим к новому уровню безопасности и новейшим форматам торговли. Все это влечет за собой изменения профиля службы безопасности, включение ее в бизнес и плотное взаимодействие со всеми подразделениями компании. Только так возможно развитие бизнеса в современных реалиях.

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

История-945х235