Руководитель Х5 Игорь Шехтерман рассказал журналистам «Ведомостей» об онлайн-торговле после карантина, безопасных магазинах и дискаунтерах нового формата. Публикуем ключевые тезисы из длинной беседы.
Мы понимали, что рано или поздно ситуация с коронавирусом может дойти и до России, и начали предпринимать первые шаги еще в феврале. (…) Мы начали работу над возможными сценариями развития событий. Их было три. К сожалению, реализовался самый пессимистичный.
Мы одна из первых компаний, которая перешла на удаленный формат работы. Фактически, как только был объявлен карантин, в течение недели X5 перевела 97% сотрудников своих московских офисов на работу из дома. Считаю, что это огромная заслуга цифровой трансформации, которой мы занимались последние два года.
В начале марта был создан оперативный штаб, который возглавляю я. В него входит 12 человек: гендиректора форматов X5, директора по персоналу, по рискам, по безопасности, финансовый директор – все ключевые руководители.
Ситуация с коронавирусом кардинально поменяет продуктовый ритейл и создаст для него как серьезные вызовы, так и новые возможности. Например, возможность привлечь новых клиентов, прежде всего через интернет.
Уже идет взрывной рост цифровых сервисов: покупка продуктов онлайн становится обыденной, все сервисы доставки переживают массовый приток клиентов, которые продолжат пользоваться их услугами и после кризиса.
Взрывной рост показал и Perekrestok.ru. Ежедневно там делают около 10 000 заказов. В середине – конце марта на него была большая нагрузка, к которой он был не готов. Пользуясь случаем, хочу принести нашим покупателям извинения за это.
Мы уже разработали новый формат магазина, в котором все, что касается безопасности сотрудников, будет на самом высоком уровне. Даже после окончания эпидемии постоянная и более частая дезинфекция магазинов останется. В вентиляции, например, будут установлены специальные орошающие системы, которые будут убивать микробы внутри магазина.
Сегодня в магазинах X5 более 1400 касс самообслуживания – к концу этого года их количество вырастет до 12 000. Это произойдет благодаря тому, что мы разработали эти кассы сами. Они стоят в 3–4 раза дешевле, чем аналоги на рынке.
Безопасность важнее всего. Например, в конце марта мы вынуждены были привозить маски самолетами из Китая из-за нехватки в стране. Тогда вопрос цены не стоял – важно было обеспечить средствами защиты всех сотрудников.
У нас есть внутренние правила, согласно которым любой запущенный нами бизнес, даже в онлайне, должен выйти на положительную EBITDA через три года. Мы планируем, что в 2021 г. Perekrestok.ru выйдет на положительный уровень EBITDA.
У X5 уже есть отдельная структура, которая курирует направление экспресс-доставки. Это приобретенный нами в 2019 году стартап, во главе которого стоят опытные предприниматели из онлайн-бизнеса.
Безусловно, мы рассматриваем варианты, как дополнить наши онлайн-сервисы, в том числе и продажей лекарств. Мы сейчас изучаем, как сделать это наиболее эффективно. Нам эта тема интересна.
На рынке есть много людей в поиске работы. В марте «Пятерочка» трудоустроила 13 600 человек, включая сборщиков заказов для экспресс-доставки. «Перекресток» – почти 2400. Подавляющее большинство вышло на постоянные ставки.
Идет оптимизация затрат: мы снижаем арендную плату, сократили корпоративные мероприятия и командировки, затраты на маркетинг и отказались от рекламных каталогов. Мы решили не идти пока в регионы с новой концепцией «Пятерочки» и будем развивать ее только в Москве и Санкт-Петербурге. Х5 сократила инвестиции в открытие новых торговых точек и реконструкцию, но при этом выделяет дополнительное финансирование на онлайн-сервисы.
Мы предложили всем арендодателям пересмотреть плату за аренду. В зависимости от ситуации мы предлагаем или снизить фиксированную часть арендной платы, или полностью перейти на процент от товарооборота. Также мы просим торговые центры снизить эксплуатационный платеж за поддержание порядка, обслуживание инженерии и др.
У нас есть первоначальный концепт жесткого дискаунтера. Это магазин для рациональных покупателей. Первые пилотные точки мы хотим запустить до конца этого года в Московской области – сейчас мы находимся в разработке географии.
В условиях высокой неопределенности мы будем смещать фокус на открытие и развитие магазинов у дома. При этом мы внимательно будем следить за развитием концепции «Перекрестков» в регионах.
В России не было такого ажиотажного спроса, как за границей, и пустых полок в том числе благодаря позиции государства. С конца февраля Минпромторг и мэрия Москвы проводили совещания, на которых предупреждали о возможности ажиотажного спроса в Москве и настоятельно просили увеличить товарные запасы.
С точки зрения регулирования цен – идеи менять регулирование всегда возникают в кризисные периоды. Но принятые в таких условиях инициативы не приводят к заявленным результатам. Наши инициативы о моратории на штрафы, обнуление крупнейшими ритейлерами наценки на ряд социально значимых товаров позволяют говорить о высоком уровне зрелости и ответственности рынка.
Вы можете прочитать интервью целиком по ссылке.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.