В. ДЫМАРСКИЙ: Добрый вечер. Программа «Кредит доверия. Я потребитель» и мы, ее постоянные участники: Лев Хасис – президент ассоциации компаний розничной торговли, и я, Виталий Дымарский.
Л. ХАСИС: Добрый вечер.
В. ДЫМАРСКИЙ: После бурных событий сегодняшнего дня, после того, как лили воду политики, мы будем лить воду уже в прямом смысле этого слова. Я имею в виду – будем говорить о той воде в бутылках – с газом, без газа, питьевая, столовая – будем в этом разбираться, – которую можно купить в любом магазине любого города России. Напомню номер для смс: +7-985-970-4545 Кстати говоря, сразу же первый вопрос я задам Льву. Я запутался. Что вообще мы покупаем? Где-то написано – минеральная вода, где-то написано – питьевая вода, где-то написано – столовая вода. Между ними какая разница, и есть ли она?
Л. ХАСИС: Безусловно, есть огромная разница. Вообще, вода – это важнейший продукт для жизнедеятельности человека, жизни без воды не было бы.
В. ДЫМАРСКИЙ: А без воды и ни туда, и ни сюды.
Л. ХАСИС: Проблема состоит в том, что на сегодняшний день в России какая-то целостная система технических регламентов относительно воды отсутствует. В связи с этим творится хаос и вакханалия. Я думаю, что только в следующем году ожидается, что такие технические регламенты появятся, где будет четко регламентировано, какая вода называется минеральной, какая лечебно-минеральной, какая столовой, какая лечебно-столовой, там много классификаций. Вода разделяется и по химическому составу, по происхождению, по способу производства, по составу минералов, которые туда входят. На сегодняшний день, к сожалению, благоприятная ситуация для многих не очень добросовестных производителей воды, поскольку они могут указывать несуществующие названия и приписывать своей воде какие-то свойства, которых у нее в реальности нет.
В. ДЫМАРСКИЙ: На этикетке.
Л. ХАСИС: Конечно.
В. ДЫМАРСКИЙ: Тогда я сразу задам вопрос, который пришел к нам до эфира. Дмитрий, экономист из Москвы: «В каких лабораториях именно ваша компания независимо проверяет воду, которая у вас продается? Только не рассказывайте про сертификаты, которые печатает вам поставщик. Грош им цена». Меня этот вопрос удивил. Вообще розничная торговля, она что, проверяет все продукты, которые она закупает, в каких-то лабораториях независимых?
Л. ХАСИС: Очень хороший вопрос. Дело в том, что по некоторым производителям, репутация которых не вызывает сомнения мы, действительно, доверяем их собственным сертификатам. Достаточно бессмысленно проверять сертификаты компаний «Кока-Кола», «Пепси-Кола», «Вимм-Билль-Данн» или требовать какие-то специальные проверочные документы у таких брендов, как «Эвиан», «Витель», «Сан-Пеллегрино» и так далее. А у многих российских производителей, которые относительно недавно на рынке, безусловно, мы, как торговая сеть, не только требуем их собственную сертификацию, но достаточно часто осуществляем выборочную экспертизу их продукции. Я не знал, что такой вопрос существует. Я думаю, что мы можем на своих сайтах разместить информацию об этих лабораториях, их сейчас десятки, которые сертифицированы Роспотребнадзором и в которых такие экспертизы можно осуществлять. Вопрос очень правильный.
В. ДЫМАРСКИЙ: Заодно и вопрос на эту тему. Алекс Зен из России: «Уважаемый г-н Хасис, скажите, где публикуются данные независимых исследований различных брендов питьевой воды?» Как я понимаю, теперь будет на вашем сайте. На вашем сайте ассоциации или Х5 Retail?
Л. ХАСИС: Я думаю, что мы и на сайте ассоциации компаний розничной торговли будем такую информацию размещать, и на сайте Х5 разместим такую информацию размещать, и на сайте Х5 разместим такую информацию. Я думаю, что это одно из важных направлений деятельности Роспотребнадзора – осуществлять такую разъяснительно-образовательную деятельность, с точки зрения предоставления потребителю информации о качестве тех или других товаров. Поэтому, я думаю, что и на сайтах Роспотребнадзора такая информация должна быть.
В. ДЫМАРСКИЙ: Когда я покупаю воду, я стараюсь, не потому даже, что она дороже нашей воды, но я стараюсь не покупать те же «Эвиан» или «Витель» французские или еще какие-то другие иностранные, потому что мне кажется (может, я ошибаюсь), что эта вода ненастоящая. Ну, не может столько «Эвиана» бить из какого-то источника или родника во Франции, что заполонили теперь уже всю Россию. Я не верю бутылке, на которой написано «Эвиан», «Витель», «Сан-Пеллегрино».
Л. ХАСИС: Если вы покупаете в любой крупной торговой сети воду брендированную – «Эвиан» или «Сан-Пеллегрино», вы можете, безусловно, ей доверять.
В. ДЫМАРСКИЙ: Она где разливается?
Л. ХАСИС: Она разливается ровно там, где написано. Соответственно, либо в Италии, если это «Сан-Пеллегрино», либо это французские «Эвиан», либо скандинавские. Дело в том, что дистрибуцией «Эвиан» занимается компания «PepsiCo». У нее существует очень развитая система дистрибуции, очень квалифицированная. И «Эвиан», с моей точки зрения – я вами не соглашусь, – это одна из самых качественных вод.
В. ДЫМАРСКИЙ: Я знаю, я согласен с этим. За границей «Эвиан» – это моя любимая вода. Но в Москве я ее боюсь покупать.
Л. ХАСИС: Не бойтесь. В любом крупном магазине покупая «Эвиан», вы можете быть уверены, что это настоящий «Эвиан». Я на сто процентов в этом уверен. Если мы говорим о магазинах крупных торговых сетей.
В. ДЫМАРСКИЙ: Не знаю, это легенда или нет, но если вы спросите у рядового, среднего потребителя, обывателя, он скажет: «Да вся эта вода, ее из-под крана разливают».
Л. ХАСИС: И это тоже правда. Но только не вся. Дело в том, что на Западе, например, никто и не скрывает, что в основном питьевая вода – это просто специальным образом очищенная вода из водопровода. Даже довольно часто ее затем минерализуют, т.е. добавляют те или иные соли, даже есть такой термин – минерализованная вода. И в России есть очень качественная, очень чистая вода, скажем, такие известные маки, как «Бон Аква» или «Аква Минерале». Это очень качественная вода, но она изготавливается в основном…
В. ДЫМАРСКИЙ: Из-под крана, грубо говоря.
Л. ХАСИС: Так нельзя говорить, Потому что опять-таки отсутствуют технические регламенты и так далее.
В. ДЫМАРСКИЙ: Т.е. это обычная вода, которая потом обрабатывается каким-то образом.
Л. ХАСИС: Специальным образом. Это очень качественная вода, она идеально подходит для приготовления пищи, просто для потребления. Но, конечно, это не натуральная минеральная вода.
В. ДЫМАРСКИЙ: Существует, например, так называемый…
Л. ХАСИС: Извините, Виталий. Мне все говорят, что я вас перебиваю. Поэтому обязуюсь больше вас не перебивать.
В. ДЫМАРСКИЙ: Вам это кто-то говорит? А мне говорят, что я вас перебиваю.
Л. ХАСИС: Сильно минеральную воду реально употреблять можно только по рекомендациям врача, а некоторые виды воды – «Ессентуки», например, – они вообще продаются как лечебные, пить их в больших количествах без рекомендации врача просто небезопасно.
В. ДЫМАРСКИЙ: А существуют еще воды, на которых пишут, что они родниковые. Я видел «Архыз», новая вода сейчас – «Родники России».
Л. ХАСИС: «Родники России», «Архыз», «Меркурий» – это отечественные, очень качественные минеральные воды. Это действительно минеральные воды, вполне высокого качества, очень достойные для употребления. А если говорить о «Родниках России» – это новый бренд, который вводит компания «Вимм-Билль-Данн», – я считаю, что как и всё, что они делают, это будет достаточно качественно. Это реально настоящая минеральная вода.
В. ДЫМАРСКИЙ: Как торговые сети могут бороться с контрафактом? Проверять, да?
Л. ХАСИС: Крупным торговым сетям очень легко работать в этом направлении.
В. ДЫМАРСКИЙ: Извините, Лев, я договорю. Я понимаю, что бывает вода – то, что мы условно назвали из-под крана – хорошая, правильно обработанная. Но ведь бывает и контрафактная, т.е. в прямом смысле из-под крана.
Л. ХАСИС: Подделывать есть смысл только дорогую импортную минеральную воду, потому что она чуть дороже стоит, поскольку она импортная, и появляется экономический смысл для пиратов ее подделывать. Так вот одна из гарантий того, что в магазинах крупных сетей продается настоящий продукт, является то, что крупные сети работают непосредственно с производителями. И в этой связи вероятность того, что с заводов «Эвиан» нам привезут контрафактную воду, равна нулю.
В. ДЫМАРСКИЙ: А есть такой способ – я интересовался перед нашим эфиром, пытался что-то почитать – борьбы с контрафактом, как особо фигурные бутылки, тара, которую труднее подделать, чем обычную.
Л. ХАСИС: В основном определить можно лабораторным образом. Но для потребителя я мог бы сказать, что набор действий достаточно простой. Сначала нужно посмотреть на бутылку. Все рисунки, надписи должны быть очень четко отпечатаны. Этикетка должна быть наклеена ровно, чтобы нигде не торчал клей. И, конечно, крупные производители используют всякие фигурные изображения на бутылках. Должна обязательно содержаться информация о категории воды, какая она – питьевая, столовая, лечебная, источник ее, химический состав. Нужно, конечно, обращать внимание на то, что, скажем, вода «Ессентуки» не разливается в Чебоксарах. Если это написано, это должно вызывать вопрос. Точно так же, как чебоксарская вода не может разливаться в Ессентуках.
В. ДЫМАРСКИЙ: Александр нам пишет: «Вода в пластиковых бутылках имеет отвратительный вкус, будто пластиковая бутылка на солнце перестояла». Существует привкус?
Л. ХАСИС: Более качественная вода продается, безусловно, в стеклянной таре. Но доля воды, которая покупается в стеклянной таре, конечно, относительно небольшая, потому что это удорожание. Большинство покупателей предпочитают воду в пластиковой таре.
В. ДЫМАРСКИЙ: По поводу тары Виктор Сухачев, журналист из Москвы: «Все, кто покупает питьевую воду в 5-6-литровых мега-бутылках, знают, как неприятно синяя ручка режет пальцы при хоть сколько-нибудь долгой переноске. Почему бы руководству торговой сети N или ассоциации сетей категорично не заставить производителя изменить форму ручки?»
Л. ХАСИС: Я полностью согласен. Всё руки не доходят это сделать. А сейчас еще 10-литровые бутылки начали появляться.
В. ДЫМАРСКИЙ: Тяжелые.
Л. ХАСИС: Поэтому я очень благодарен за этот вопрос. Мы обязательно займемся его решением, чтобы ручка была удобная.
В. ДЫМАРСКИЙ: Хорошо.
Л. ХАСИС: Спасибо. Очень хорошее предложение.
В. ДЫМАРСКИЙ: «Я однажды «Эвиан» заливал в радиатор», – пишет нам Илья из Волгограда. Это дорогое удовольствие.
Л. ХАСИС: При том, что вода «Эвиан» очень качественная, в целом ее ценовое позиционирование существенно более доступное, чем некоторые другие бренды минеральной воды, которые, хотя и имеют аналогичное качество, позиционируются намного дороже. Я домой себе покупаю именно «Эвиан», в силу того, что качество воды мне нравится, а соотношение цена-качество у нее одно из лучших.
В. ДЫМАРСКИЙ: Будем говорить о наших предпочтениях.
Л. ХАСИС: Это мое личное предпочтение.
В. ДЫМАРСКИЙ: У меня другие. Не буду говорить, это будет реклама, если я скажу.
Л. ХАСИС: Я к «Эвиану» никакого отношения не имею, поэтому я могу это сказать легко. И он продается везде.
В. ДЫМАРСКИЙ: Скажу так – мне нравятся так называемые столовые воды, которые родниковые.
Л. ХАСИС: Есть очень хорошие отечественные воды – «Липецкий бювет», «Архыз», «Меркурий», «Витель», «Сан-Пеллегрино», «Перье» – это всё столовые воды.
В. ДЫМАРСКИЙ: «Перье» – это французская вода.
Л. ХАСИС: Я сказал отечественные. Оговорился. Отечественные – это «Липецкий бювет», «Архыз», «Меркурий». Очень качественные продукты, можно их смело употреблять.
В. ДЫМАРСКИЙ: «Святой источник» имеет сертификат на святость?» – спрашивает Лёля.
Л. ХАСИС: Я думаю, что когда-то изначально там что-то такое было написано. Честно говоря, в настоящее время не уверен, надо проверить.
В. ДЫМАРСКИЙ: Насчет «Эвиана» в радиатор. Не знаю, это шутка, не шутка…
Л. ХАСИС: Для радиатора машины безопасно.
В. ДЫМАРСКИЙ: Мне кажется, что в связи с не очень высоким качеством той воды, которая течет из-под крана, всё больше и больше людей воду покупают не просто для питья, а для готовки.
Л. ХАСИС: Какое-то время назад – и до сих пор это сохраняется, что больше покупают газированную минеральную воду в бутылках, людям нравится.
В. ДЫМАРСКИЙ: Ее больше, чем негазированную покупают?
Л. ХАСИС: Немножко больше. Но в последнее время есть ярко выраженный тренд роста потребления именно больших 5-, 10-литровых бутылок минеральной воды, которые используют просто для приготовления пищи.
В. ДЫМАРСКИЙ: Начиная с самого элементарного – с чая.
Л. ХАСИС: Чай, суп. Несмотря на то, что вода, к сожалению, дорожает – это происходит в основном из-за того, что даже отечественная вода разливается в импортную упаковку, которая из-за девальвации рубля подорожала, – но несмотря на это физический объем покупок населения питьевой воды примерно на 2% за год вырос.
В. ДЫМАРСКИЙ: Фил, студент, спрашивает: «Как и чем очищают воду в бутылках? Какой вред наносится организму. Может быть, кипяченная водопроводная – меньшее зло?» Ваше мнение.
Л. ХАСИС: Некоторые виды минеральной воды, которые называются минеральной, де-факто являются просто очищенной водопроводной водой, и это не есть плохо. На Западе – еще раз приведу американский в том числе опыт – в магазинах стоят специальные автоматы, куда ты приходишь со своей канистрой, своей большой емкостью, бросаешь монетку, и тебе наливают сильно очищенную просто воду. Никто этого не стесняется, для готовки она самая лучшая.
В. ДЫМАРСКИЙ: А вот эта вода, которая в последние годы появилась, в таких больших бидонах.
Л. ХАСИС: То, что в офисах.
В. ДЫМАРСКИЙ: Можно и дома себе поставить.
Л. ХАСИС: Можно и дома поставить.
В. ДЫМАРСКИЙ: Где холодная и горячая вода идет.
Л. ХАСИС: Интересная вещь: если в целом потребление воды продолжает расти, то офисное потребление упало примерно на 20%. Это не потому что пить стали меньше, просто многие компании начали на этом экономить, и это падение наблюдается. А еще сейчас новая тема появилась, очень популярная, – это различные структурированные воды: вода для похудания, специальная детская вода, с активным кислородом.
В. ДЫМАРСКИЙ: Скажите честно – вранье?
Л. ХАСИС: Нет. Я считаю, что некоторые из них, действительно, имеют специальные свойства, достаточно полезные. Но, как обычно, в мутной воде есть много тех, которые к этому, извините за непарламентское выражение, примазываются, появляются уже какая-то вода, заряженная потомственными хиромантами, целителями и так далее. Я думаю, что часто это бывает просто разводка. Хотя, скажем, активированная кислородом вода или специальная вода для детей, безусловно, проходит какие-то дополнительные виды обработки, которые несут какие-то свойства в себе.
В. ДЫМАРСКИЙ: Понеслось, прямо по брендам. «Что вы можете сказать о «Королевской воде»? У нашей фирмы с ней контракт, поэтому пьют все сотрудники. Не стоит ли опасаться за их здоровье?» – спрашивает Александр. Знаете такую?
Л. ХАСИС: Знаю такую воду. Я думаю, что это достаточно качественная вода, такого же уровня примерно, как «Аква Минерале» или «Бон Аква», примерно такого же уровня качества. Можно пить безопасно.
В. ДЫМАРСКИЙ: «Я бывал на Северном Кавказе в 80-е годы. Перекресток горных дорог, скважина, диаметр трубы примерно 150 мм, «Нарзан». Это подделка?» Кто ж это знает.
Л. ХАСИС: Вообще, Северный Кавказ – это одно из основных мест производства минеральной воды в России. Примерно треть всей минеральной воды Росси производится у нас на Северном Кавказе. И там есть примерно сто разных брендов минеральной воды, которые производятся. Естественно, есть очень много качественной воды и есть очень много подделок. Например, такой очень известный бренд – «Ессентуки». К сожалению, на сегодняшний день есть разные «Ессентуки».
В. ДЫМАРСКИЙ: Даже в аптеках продают.
Л. ХАСИС: Есть «Ессентуки», которые производятся компанией «Вимм-Билль-Данн». Действительно, качественный продукт, не вызывающий никаких сомнений. А есть «Ессентуки» некоторых других производителей, многие из которых вызывают сомнения в качестве. Поэтому рекомендую больше смотреть на наличие бренда известного производителя.
В. ДЫМАРСКИЙ: «Что можете сказать о питерской воде «Полюстрово»?»
Л. ХАСИС: Если можно, ничего не скажу. Просто не помню.
В. ДЫМАРСКИЙ: Здесь спрашивают, как объясняют геологи, что в каких-то колодцах Павлодарской области пропала вода. Я думаю, что этот вопрос надо задавать геологам.
Л. ХАСИС: Вообще, в том техническом регламенте, который, я надеюсь, в течение года все-таки появится, и вот эта вакханалия каким-то образом закончится, там наверняка будет содержаться очень четкое геологическое определение, что такое минеральная вода, и будет написано что-нибудь типа, что это вода из водоносных горизонтов, не подверженных антропогенному воздействию… И так далее.
В. ДЫМАРСКИЙ: «А «Нарзан» натуральной газации или тут его? Сергей». Видимо, имеется в виду, что тут его накачивают газом.
Л. ХАСИС: Я думаю, что зависит от конкретного производителя. Есть «Нарзан», а есть вода «Новотерская», качественная вода, а есть, скажем, какая-нибудь вода «Возле Новотерского месторождения», или «Боржомская», или какая-нибудь «Ессентукская». Это уже производные.
В. ДЫМАРСКИЙ: «Новые воды, те же родниковые, откуда вдруг они берутся? Что, раньше не знали об этих родниках?» Вот те же «Родники России».
Л. ХАСИС: Безусловно, знали. Но одно дело, что есть родник, а другое дело – это построить там скважину…
В. ДЫМАРСКИЙ: Т.е. это целое производство.
Л. ХАСИС: Это целое производство. Насколько я знаю, это качественная минеральная вода.
В. ДЫМАРСКИЙ: Вот уже совет пошел: «Чтобы не резало руку, сделайте ручку в виду буквы Т, как у трости.
Л. ХАСИС: Идея есть – чтобы ручка не резала руку. Значит, подумаем, как это сделать.
В. ДЫМАРСКИЙ: «Какая доля семей в Москве покупает воду в бутылках для питья и еды?» Вообще это распространенное явление? Кстати говоря, ведь вода без газа появилась у нас в стране относительно недавно.
Л. ХАСИС: Я еще помню, в 90-м году я первый раз оказался за границей, первый раз увидел, что простую воду продают. Неужели это кто-то покупает?
В. ДЫМАРСКИЙ: У нас только газированную знали.
Л. ХАСИС: Среди тех людей, которые пользуются Интернетом – недавно я читал результаты одного опроса, – не покупают минеральную воду только 5%. Но это среди пользователей Интернета. На самом деле я думаю, что доля тех людей, которые не покупают питьевую воду, она существенно больше, особенно за пределами Москвы. Т.е. чем более бедный регион, тем меньшая часть населения может себе позволить покупать питьевую воду.
В. ДЫМАРСКИЙ: Мы объявили такую тему программу, и до ее начала к нам пришло много вопросов на сайт. Я не буду зачитывать примерно половину вопросов. Может быть, люди не совсем поняли тему, что мы будем говорить о продаже воды. Но это с руганью в адрес водопроводной воды, которая течет из-под крана. Я думаю, что это и способствует всё большему и большему увлечению водой в бутылках.
Л. ХАСИС: Ну да. Хотя в целом я даже от иностранных специалистов слышал, что, например, в Москве качество водопроводной воды достаточно высокое, даже по международным стандартам.
В. ДЫМАРСКИЙ: «Какие перспективы увеличения поступления воды из озера Байкал на наши рынки?» Я вообще даже не знал, что из озера Байкал поступает вода.
Л. ХАСИС: Есть много производителей там, которые выпускают воду.
В. ДЫМАРСКИЙ: Она берется прямо из Байкала?
Л. ХАСИС: Там есть какая-то технология, как эту воду очищают и так далее. Но она продается в магазинах. Другое дело, что спрос на нее пока не очень велик. Т.е. доля рынка этой воды не очень велика. Всегда есть какие-то местные бренды. Например, в Нижегородской области очень популярна вода «Сарова». Тоже очень качественная вода. В Нижнем она очень популярна, а в других регионах не очень.
В. ДЫМАРСКИЙ: Т.е. существуют еще региональные бренды.
Л. ХАСИС: Очень много региональных брендов, пользуются большой популярностью.
В. ДЫМАРСКИЙ: Ничего не слышали, «Боржоми» когда-нибудь к нам вернется?
Л. ХАСИС: Я уверен, что нынешнее поколение россиян…
В. ДЫМАРСКИЙ: Будут жить при «Боржоми».
Л. ХАСИС: …еще попробует «Боржоми», по мере того, как наши отношения с Грузией улучшатся.
В. ДЫМАРСКИЙ: Спасибо. Это были Лев Хасис и Виталий Дымарский, мы говорили сегодня о продаже воды.
Л. ХАСИС: А про что в следующий раз будем говорить?
В. ДЫМАРСКИЙ: Давайте договоримся.
Л. ХАСИС: Может быть, попросим, чтобы нам прислали темы, и мы определимся тогда.
В. ДЫМАРСКИЙ: Хорошо. Тогда на сайте «Эхо Москвы» в рубрике передачи «Кредит доверия. Я потребитель» присылайте ваши заявки, о чем бы вы хотели услышать в нашей программе, какие разъяснения хотели бы получить. Всего доброго. Опять саммит Обама – Медведев.
Л. ХАСИС: И пейте качественную воду, это очень важно для вашего здоровья. Спасибо. Всего доброго.