С начала года продажи электробытовой техники и электроники снизились почти на четверть. Особенно упал спрос на телефоны — как мобильные, так и стационарные, а также оборудование для телекоммуникаций. Однако россияне пока еще покупают элитные модели телевизоров, последние компьютерные новинки и щипцы для завивки.
Мировой финансовый кризис, разразившийся в конце прошлого года, не сразу докатился до ретейлеров, реализующих бытовую технику и электронику. Если в других секторах продажи уже в октябре-ноябре упали резко, то на рынке бытовой техники они сползали вниз потихоньку.
Продавцов выручили новогодние праздники. Россияне, привыкшие не скупиться на подарки, предпочли забыть про финансовые бури и щедро одаривали родных и близких стиральными машинами, компьютерами, телефонами и микроволновыми печками.
А вот с окончанием новогодних каникул страна резко протрезвела и стала куда внимательнее относиться к денежным расходам. Как результат — за первый квартал 2009 года было продано электробытовой техники и электроники всего на 5,22 млрд. евро, а это на 22,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные предоставил «Труду» Институт маркетинговых исследований «ГфК-Русь».
По данным социологов, сильнее всего обрушился телекоммуникационный сегмент рынка — это мобильные и радиотелефоны, аксессуары, факсы. Этих товаров стали покупать на 40,9% меньше. На втором месте — фототехника и сопутствующие товары. В этой нише спрос сократился на 29%. На самом деле терять интерес к данной технике россияне начали еще в относительно благополучном 2008-м, и по мере развития мирового финансового кризиса эта тенденция только набирает обороты.
На фоне всеобщего падения цен выделяются лишь несколько позиций. В первую очередь это жидкокристаллические и плазменные телевизоры, спрос на которые фактически остался на уровне первого квартала докризисного 2008-го. Но это единственное исключение — прочие позиции в категории «аудио-видео» просели в среднем на 20-25%. Эксперты связывают это с тем, что покупки наконец-то сделали те россияне, которые уже давно хотели обзавестись большим экраном, но по каким-то причинам все откладывали. А теперь решили вложить съедаемые инфляцией рубли в дорогостоящие вещи. Холодильники и стиральные машины есть уже в каждом доме, поэтому потребительский интерес сконцентрировался на таких предметах роскоши, как «плазмы». Кстати, по той же причине сохраняется интерес к посудомоечным машинам. Автоматические посудомойки оказались в числе тех немногих товаров, которые пользуются даже большим спросом, чем год назад.
Весьма востребованными остаются также мелкие бытовые приборы для ухода за внешним видом (фены, эпиляторы, электрощипцы для укладки и пр.). Вот такой парадокс — в кризис выглядеть все хотят как можно лучше. Что касается крупногабаритной бытовой техники (например, холодильников, стиральных машин), то за первый квартал этих товаров было продано на 889 млн. евро, что на 25,8% ниже прошлогодних показателей.
Пострадал и привлекательный для продавцов сегмент компьютерной техники. Эти товары всегда хорошо покупают, и на их долю приходится порядка 25% всего денежного оборота (около 1,3 млрд. евро). Тем не менее и здесь спрос упал более чем на 22%. Некоторый покупательский ажиотаж наблюдается лишь вокруг так называемых нетбуков — это мини-ноутбуки с диагональю экрана до 10 дюймов и минимальным набором функций. Это объясняется сравнительной новизной товара: первые нетбуки появились на прилавках всего около года назад и до сих пор являются диковинкой для массовых потребителей.
Вслед за компьютерами поползли вниз и продажи офисной техники (на 16,1%), что, в общем-то, вполне закономерно. Экономят даже на компьютерах, вряд ли кто-то будет активно скупать принтеры и сканеры. Кроме того, кризис, как и ожидалось, избавил многих из нас от дурной привычки менять сотовые телефоны, ориентируясь на раздел «New» в каталогах. Помимо общего падения объемов продаж эксперты отмечают и смещение спроса в сторону более дешевых моделей. Желающих платить за «навороты» просто потому, что это модно, становится ощутимо меньше.
Дешевле не будет
Оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать, что произойдет с ценами, мы попросили экспертов: директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антона Гуськова, вице-президента по стратегическому развитию компании «Техносила» Леонида Тюкавкина и менеджера по связям с общественностью компании «Эльдорадо» Антона Пантелеева.
Эксперты отмечают, что рынок в 2009 году серьезно упал. Но виноват в этом не только кризис. «Происходит постепенное насыщение рынка. И такого прироста, как был, скажем, в конце 90-х — начале 2000-х, когда фиксировалось увеличение до 20% ежегодно, уже не будет», — отмечает Антон Гуськов.
Вообще, ретейлеры настроены весьма оптимистично. «Уязвимы в нынешней ситуации оказались товары верхнего ценового сегмента и класса люкс. А спрос на технику в нижнем и среднем ценовых сегментах сохраняется на уровне прошлого года. И мы ожидаем значительного оживления уже к концу лета», — заявляет Антон Пантелеев.
С ним согласен и Леонид Тюкавкин: «По нашим расчетам, серьезное оздоровление произойдет уже в третьем квартале. Такого же мнения придерживаются и наши поставщики, обладающие, несомненно, мощным аналитическим аппаратом».
Помогут ли банки?
Правда, произойдет ли это оздоровление при поддержке традиционных союзников ретейлеров — банков — большой вопрос. Дело в том, что процент кредитных покупок значительно снизился. И если раньше кредитный рынок был двигателем продаж (до кризиса 30-40% покупок совершалось при помощи банковских ссуд), то теперь его доля составляет, по разным оценкам, от 5% до 18%. А поскольку предсказать, какие перемены — даже в недалеком будущем — произойдут в банковском секторе экономики, не возьмется сегодня никто, то и особых надежд на увеличение количества выдаваемых одобрений и снижение кредитных ставок никто из крупных продавцов не питает.
Но положительная динамика есть. «Банки стараются разработать специальные акции и новые виды кредитов, способные заинтересовать покупателей, которые боятся брать кредиты, не будучи уверенными в завтрашнем дне. Мы также даем возможность покупателям ознакомиться со своей кредитной историей — эта услуга во многом помогает потребителю оценить свой статус как заемщика и улучшить взаимодействие банка и покупателя», — говорит Антон Пантелеев.
Пока же на рынке кредитов — относительное затишье. «С одной стороны, банки ужесточили требования к заемщикам, увеличены суммы первоначального взноса и повышены проценты, с другой — люди стали реже обращаться за кредитами», — комментирует ситуацию Леонид Тюкавкин.
Между прочим, на фоне кризиса банки стали обращать особое внимание на те пункты анкет, которые раньше фактически не учитывались. Например, сфера деятельности. У тех, кто работает в неблагополучных отраслях, шансов получить одобрение значительно меньше. Так, в первых строках черного списка кредиторов — сама банковская сфера. Еще одна кризисная тенденция — снижение размеров выдаваемых сумм. Практика показывает, что запросы, превышающие отметку в 1000 евро, удовлетворяются все реже и реже.
Отвечая на вопрос, когда же лучше приобретать необходимую технику, эксперты проявляют единодушие и советуют не медлить.
«Да, у нас достаточно зрелый рынок, и резкого скачка цен можно не опасаться. Но к осени, предположу, произойдет повышение на 10-15%. Связано это с тем, что большая часть товара производится в зоне доллара и евро, а значит, велика вероятность увеличения себестоимости за счет курсовой разницы. Ликвидировать разницу за счет сокращения каких-то внутренних расходов вряд ли возможно. В настоящий момент все издержки уже сокращены до минимума. К тому же не надо забывать, что к концу осени произойдет обновление модельного ряда по различным категориям товаров, и на новые модели цены, скорее всего, окажутся несколько выше», — говорит Леонид Тюкавкин.
«Я не думаю, что цены будут падать. И производители, и торговые компании живут на этом рынке с оборота. То есть чем больше совершается покупок, тем больше выручка. Поэтому борьба за клиента идет очень жесткая. Все стараются предложить самые привлекательные цены. Что же до прогнозов, то осенью вполне вероятно подорожание. Во-первых, потому, что наступает «высокий сезон», во-вторых, из-за большой зависимости отрасли от импорта», — уверен Антон Гуськов.