Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал сегодня постановление о проведении в ближайшие два года "эксперимента по реализации новой системы применения контрольно-кассовой техники, основанной на передаче в электронном виде в налоговые органы информации о сделанных посетителями магазинов покупках". Это значит, что в ряде магазинов Москвы, Татарстана, Московской и Калужской областей появятся кассовые аппараты со специальными онлайн-передатчиками. В эксперименте принимают участие около тысячи компаний, среди которых "М.Видео", "Азбука вкуса", "Дикси", "Снежная королева", "МегаФон", "Связной" и "Формула кино".
The Village спросил юристов и предпринимателей, зачем Федеральная налоговая служба хочет узнать, что мы покупаем.
Валентин Петров, партнер адвокатского бюро "ЕМПП":
Сегодня активно обсуждается возможность введения дополнительных налогов. В том числе обсуждается возможность разрешить регионам вводить налог с продаж с 2015 года. Возможно, одна из задач этого эксперимента – собрать статистику о объеме совершаемых продаж и сделать на основании этой статистики необходимые выводы (нужно вводить этот налог или нет). Этот закон отменили около 12 лет назад, а сейчас правительство снова об этом задумывается. Не думаю, что этот эксперимент как-то сильно ущемляет права граждан. Любые ограничения, вводимые госорганами, так или иначе ограничивают права граждан, но какого-то глобального нарушения здесь нет. Если бы эти данные после того, как их соберут, были бы в открытом доступе, можно было бы говорить о нарушении. Сам по себе сбор информации госорганом не может рассматриваться как ограничение. Предоставление информации, в том числе той, что раньше считалась банковской тайной, уже долгое время не является каким-то криминалом. Банки во многих странах сейчас активно взаимодействуют с налоговыми органами. Не нужно считать, что государство только и делает, что хочет следить за всеми.
Антон Пантелеев, PR-директор "М.Видео":
Почему-то эту инициативу превратно поняли. Это никак не касается покупателей. Это пилотный проект ФНС с рядом ритейлеров, направленный на улучшение системы взаимодействия налоговой и бизнеса. По сути, к кассовому аппарату подключается шнур, который передаёт данные не про то, какая покупка была совершена, а какой у магазина оборот за день – это прямая связь кассового аппарата с налоговой и не более того. Никто не будет смотреть, кто купил телевизор за 60 000 рублей – налоговую это мало интересует. Благодаряя этому проекту система налогообложения может стать более прозрачной, а рынок обелится. Это про бизнес, а не про конечного потребителя. Пока проблема в том, что система довольно трудная для реализации с точки зрения IT, поэтому в пилотном проекте у нас участвует только один магазин, но остальные присоединятся, если всё получится.
Денис Саушкин, адвокатского бюро "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры":
Естественно, это существенно ущемляет права потребителей. На мой взгляд, в этом случае на любом товаре должны быть указания, что информация о покупке данного товара будет предоставлена сразу налоговым органам. Возникает вопрос о нарушении банковской тайны: если я делаю оплату по кредитной карте, вместе с наименованиями товара и его потребительскими свойствами передается информация и о транзакции? На мой взгляд, распоряжением премьера сегодня ущемляются право человека на личную жизнь. Если я зашел в секс-шоп и что-то там купил, сразу информация об этом поступил в налоговый орган?
У нас уже существует Z-отчет – вид отчета на кассовом аппарате. В конце дня снимаются данные отчет и пробитая контрольно-кассовой машиной (ККМ) сумма попадает в ее память. Вся информация о количестве денег, полученных предпринимателем в кассу, уже есть сейчас. Я не понимаю, какая ещё дополнительная информация должна передаваться. Что тут ещё больше упрощать для предпринимателей? Если только они будут отправлять z-отчёт онлайн.
Всеволод Страх, владелец интернет-магазина "Сотмаркет":
Мне кажется, это положительная инициатива. Будет отлично, если в скором времени не нужно будет содержать огромное стадо финансистов, а в налоговую службу вся информация будет отправляться в режиме онлайн. Для предпринимателей это плюс, если они продают в правовом поле, а клиентов это вообще никак не коснется, если они покупают в правовом поле. Понятно, что государство хочет получать своевременно и оперативно всю информацию, но в данном случае эта инициатива будет полезна не только государству, но и рынку в целом – чем больше игроков находится в одинаковых условиях, тем лучше для рынка.