Конфликт разгорелся еще осенью минувшего года, когда шведы публично заявили о намерении открыть торговый бизнес в России. Тогда же, по их словам, они и обнаружили, что их марка здесь уже занята.
В российской компании H&M International так не считают. Генеральный директор Борис Костырин заявил, что компания, зарегистрированная в мае 2005 года, является правообладателем товарного знака H&M в России. Так, права на бренд, официально зарегистрированный в 1996 году, были приобретены у его законного правообладателя «по взаимному согласию».
Борис Костырин не видит никакой проблемы в том, что торговая марка H&M будет использоваться сразу двумя компаниями. «С Hennes&Mauritz мы никак не пересекаемся в своих правах», — отмечает господин Костырин.
К сожалению, фирмы пересекаются в основном — обе торгуют одеждой. Шведские продавцы, по признанию представителя Hennes&Mauritz Аннакарин Бьорн, сначала обратились к российским властям с просьбой разобраться в ситуации. Власти вмешиваться не стали, и в минувшую пятницу шведская H&M официально объявила, что подает в суд на российского «двойника». «Мы начали официальное судебное разбирательство против российской компании», – подтвердил в пятницу действия компании представитель Hennes&Mauritz в интервью интернет-ресурсу N24.de.
По мнению участников рынка, иск, поданный Hennes&Mauritz против российской компании, говорит о том, что шведы торопятся выйти на российский рынок. Это, видимо, хорошо понимают и оценивают в российской компании. Если H&M International удастся отстоять свои права на марку H&M в российском суде, она может потребовать от шведов «отступных». Участники рынка считают, что их сумма может составить до 1 млн. долларов.
Рассматривается несколько вариантов прихода Hennes&Mauritz на российский рынок. В одном случае российским проводником шведов должна стать IKEA, в другом — девелоперский концерн Centrum, который ведет строительство крупных торговых комплексов в России. H&M может стать арендатором этих торговых центров.
Компания Hennes&Mauritz существует с 1947 года, когда был открыт первый магазин женской одежды Hennes, а затем сеть присоединила магазины мужской одежды Mauritz Widforss. Сейчас сеть H&M насчитывает порядка 1100 магазинов в 20 странах. Основным владельцем компании является семья Перссон, контролирующая около 37% акций.