Вчера турецкая пивная компания Efes объявила о покупке “Красного Востока”, предпоследнего крупного независимого производителя пива в России, — за $390 млн. Аналитики удивлены низкой суммой сделки: они оценивали пивоварню не менее чем в $600-700 млн.

Гендиректор “Пивоварни Москва — Эфес” Турул Арбаш заявил “Ведомостям”, что покупка “Красного Востока” вызвана дефицитом мощностей Efes и отсутствием у нее предприятий за Уралом. “Теперь мы намерены побороться за третье место на российском рынке и планируем через 2-3 года достичь доли в 15%”, — рассчитывает Арбаш. Купив “Красный Восток”, Efes увеличит производство до 18 млн гектолитров пива в год, доведет долю на российском рынке до 10% и позволит обойти SABMiller и занять четвертое место в России.

По данным источника “Ведомостей”, знакомого с ходом переговоров, по условиям сделки ее окончательная сумма может увеличиться на десятки миллионов долларов, если “Красный Восток” будет несколько следующих лет добиваться показателей, оговоренных участниками сделки. Сделка будет закрыта после одобрения ее ФАС, тогда братья Хайруллины отойдут от руководства компанией, но смогут зарабатывать на поставках пивного ячменя для нужд Efes, добавляет источник “Ведомостей”.

Сумма сделки — $390 млн — вызвала недоумение у аналитиков. “Красный Восток” оценен в $39 за гектолитр, что значительно ниже средневзвешенного значения для сделок с пивными активами в России за последние два года в $60 за гектолитр, — говорит аналитик “Атона” Татьяна Капустина. — Мы ожидали не менее $600-700 млн“. “Сумма сделки на 46% ниже сумм подобных сделок по соотношению стоимости за гектолитр”, — соглашается Наталья Загвоздина из “Ренессанс Капитала”. В прошлом году “Красный Восток” использовал лишь 30% мощностей, пытается объяснить цену Виктория Гранкина из “Тройки Диалог”.

Но конкуренты “Красного Востока” считают цену логичной. “Она выглядит справедливой, может, даже легка завышена. До $1 млрд (такой была максимальная оценка аналитиков год назад. — «Ведомости») «Красный Восток» раздула пресса”, — считает Игорь Тихонов, коммерческий директор российского подразделения SABMiller. По его мнению, Efes приобрела только пивоваренные мощности, поскольку брэнды “Красного Востока” пользуются спросом в одном Татарстане. “Это не слишком низко для не самой прозрачной компании, которая не растет и у которой отсутствуют сильные брэнды”, — считает и предприниматель Евгений Кашпер, который в прошлом году продал принадлежавшие ему с партнерами “Пивоварни Ивана Таранова” (3,5% российского рынка) голландской Heineken за $500 млн. Кашпер уточняет, что за “Красный Восток” можно было бы выручить $700 млн, если бы продать компанию два года назад.

Братья Хайруллины задумались о продаже “Красного Востока” в начале прошлого года. В феврале Ильшат Хайруллин признавался “Ведомостям”, что хочет предложить к продаже часть бизнеса компании, оценив ее в $1 млрд. Доля компании на рынке падала: с 3,4% (ноябрь 2004-го) до 2,8% (декабрь 2005-го), и, когда братья решились на сделку, на рынке кроме них остался независимым только Московский пиво-безалкогольный комбинат “Очаково”.

Теперь “Очаково” осталось одно, его стоимость и доля рынка будут падать“, — полагает Ибрагимов из ФК “Уралсиб”. Исходя из суммы сделки с “Красным Востоком” пивной бизнес “Очаково” будет стоить около $600 млн, подсчитала Гранкина из “Тройки Диалог”. (Президент компании Алексей Кочетов говорил о $1,5 млрд.) “Продаваться мы не собираемся”, — категоричен гендиректор Владимир Антонов.

Справка:

Efes Breweries International N.V. (EBI) управляет бизнесом турецкой Efes Beverage Group вне Турции. EBI принадлежит 12 пивоварен, в том числе три в России (в Москве, Уфе и Ростове). Выручка EBI за 9 месяцев 2005 г. – $375,7 млн, более 60% пришлось на Россию. Чистая прибыль – $15,3 млн. Капитализация – $1,065 млрд. Марки: Efes, “Старый мельник”, “Сокол”, Warsteiner и др. В группу “Красный Восток” входят два пивоваренных завода в Казани и Новосибирске общей мощностью в 10 млн гектолитров в год и три солодовни. Группу контролируют депутат Думы Айрат Хайруллин и его брат Ильшат. За 9 месяцев 2003 г. выручка “Красного Востока” составила 4,58 млрд руб., чистая прибыль – 50 млн руб. Марки: “Красный Восток”, “Солодов”, “Чешский стандарт”. В конце 2005 г. “Красный Восток” занимал 2,8% российского рынка пива в денежном выражении, Efes – 7%.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments