Шекспировская трагикомичность проглядывает в вопросе «Готов ли наш покупатель к инновациям, необычным форматам, нестандартным подходам к процессу покупки товаров?».
Уже готов? На сколько готов? Когда будет полностью готов? Не испугается ли он новых смелых экспериментов, на которые отважилась торговая сеть, желая привлечь-увлечь-развлечь и удержать своего любимого клиента?
К чему готовится?
К полной самостоятельности. Почтоматы, паркоматы, инстаматы, билетные автоматы, водоматы (да, есть и такие у нас, в Дагестане, например), электронные кассиры в фаст-фуде, новейшие терминалы оплат и, конечно, вендинговые аппараты и кассы самообслуживания…. Пользовались ли Вы всеми причисленными устройствами? А скоро они будут во всех сферах.
Модель поведения
Кто же готов пользоваться? Стандартный ответ: молодые – да, готовы, старшие – нет. Такое мнение устаревает с каждым днем. Привычное деление покупателей по возрастным категориям при анализе их поведения в процессе совершения покупки не всегда дает верные результаты.
Не возраст определяет модель поведения покупателя, а ситуация, обстоятельства, сиюминутная потребность, которая привела его в магазин. Действия человека зависят от того, что в данный момент является для него задачей №1: поглазеть для удовольствия на новинки бытовой техники или отыскать в супермаркете «радость гурмана», купить все по списку или схватить 2 товара и выскочить на улицу, чтобы тут же его и употребить… Cэкономить время или деньги? Различные ситуации – разное поведение.
Конечно, проще нарисовать портрет покупателя (акварелью, а лучше маслом), присвоить ему раз и навсегда определенную модель поведения и сказать: «ты не меняешься с теченьем лет» *. И продолжать считать, что «технологии будущего» способны воспринимать только жители мегаполисов, причем молодые. Цифровое поколение подросло и становится платёжеспособным, присоединяясь к потоку активных и продвинутых поколения Y. Они открыты новым технологиям. Это так, но и среди пенсионеров в ближайшей перспективе уже не останется ретроградов.
Пенсионер уже не тот!
«Лгут зеркала, — какой же я старик!» *. Старшее поколение не такое немощное, каким оно видится некоторым юным маркетологам, которые утверждают, что «пенсия» не справится с вендинговыми аппаратами, и уж там более с кассами самообслуживания. Сегодняшние пенсионеры — это люди, которые не только по-настоящему учились в советское время, но и не утратили способность анализировать и обучаться. Им пришлось переучиваться, осваивать новые профессии несколько раз в течение жизни, а в 90- е годы еще и проявить смекалку и изобретательность, отчаянно преодолевая такие барьеры, какие уже сложно представить! И Вы думаете, что вчерашние инженеры-педагоги-строители-победители не справятся со всякими там чудо-автоматами? Только «поколению кнопок» подвластно разобраться с пошаговыми инструкциями на мониторе?
Сбербанк нам в помощь! Банкоматы разогрели аудиторию
Банки сделали половину работы по «приготовлению населения» к приходу эры тотального самообслуживания! Они уже научили и приучили нас справляться с оплатами самостоятельно. Банкоматы годами настойчиво вползали в нашу суровую действительность, не спрашивая российских долгожителей, удобно ли им пользоваться сенсорным экраном и достаточно ли интуитивно понятен интерфейс. Это живой пример тому, что новое оборудование доступно для понимания всем группам населения. И многим пользователям помощь консультанта уже не требуется. Научились. Один на один с машиной. Уже не страшно, уже можем!
Если кто-то кое-где у нас порой…
Так почему же встречаются такие слова: «Наш покупатель не готов еще к этим новинкам?» Возможно это от уверенности в высоком уровне сервиса, который может предложить супермаркет силами вышколенного персонала, стремящегося быть не только вежливыми с покупателями, но и безупречными в работе с наличными. Или покупатель вороватый? Не готов к цивилизованному процессу совершения покупки? Пытается обмануть технику и остаться незамеченным для видеокамер? Или торговая сеть «от долгих отлагательств» *решимость потеряв, замерла в ожидании успехов конкурентов?
Погрузившись в глубину вопроса со всей гамлетовской трагичностью, можно долго вопрошать: «готов иль не готов» Ваш покупатель ….. А можно пойти путем новаторов-первопроходцев, которые с 2013 года внедряют заморские новинки и терпеливо обучают покупателей и персонал. Присоединяйтесь!
Торговые сети, использующие кассы самообслуживания:
Магнолия, г.Москва
Магнит, г.Краснодар
Х5 Retail Group ,Перекресток, г.Москва
Азбука Вкуса, г.Моска
ОКЕЙ, г. Санкт-Петербург
Виктория, г.Москва
Командор, г. Красноярск
Лента, г. Санкт-Петербург
Лэнд, г. Санкт-Петербург
Осень, Великий Новгород,
SEVEN, Нижний Новгород
Европа, г. Курск
«Велика КишЕня», Украина
Maxima Latvija, Латвия
IKI Вильнюс, Литва
Компания Alfarobotics будет рада обсудить с Вами тему систем Selfcheckout на Retail Congress 2 ноября в Технопарке «Сколково». Приглашаем на наш стенд, где Вы сможете протестировать новую кассу самообслуживания.