Госдума приняла на заседании в пятницу в третьем окончательном чтении закон о государственном регулировании торговли.

В первом чтении законопроект о торговле был принят 11 сентября, во втором — 16 декабря. Срок вступления закона в силу — 1 февраля 2010 года.

Закон направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, а также содержит довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования.

За законопроект проголосовало 348 депутатов, против 52.

Документ обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров в Интернете. Договоры поставок товаров и договор об оказании дополнительных услуг должны будут стать отдельными документами. Также ритейлеры и поставщики не имеют права навязывать друг другу условия договоров, создавать дискриминационные условия работы.

В документе уделяется большое внимание регулированию продовольственного рынка. Закон содержит ряд норм, вызывающих со стороны профессионального сообщества розничных компаний резкую критику. В частности, закон запрещает торговым сетям с 25-процентной долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины в регионе; ограничивает размер премии за объем 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Не допускается выплата скидки за объем при приобретении тех социально-значимых продовольственных товаров, перечень которых установит правительство, а также включение в цену договора поставки всех остальных бонусов. Устанавливаются предельные сроки оплаты продовольственных товаров в зависимости от сроков их хранения — 10, 30 и 45 дней соответственно. Условия договоров поставки продтоваров, заключенных до дня вступления в силу закона должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней. Как отметил спикер палаты Борис Грызлов, законопроект изменит распределение прибыли между производителями, предприятиями пищевой промышленности, а также оптовыми и розничными сетями, устранив существующие перекосы в пользу торговых сетей.

Ритейлеры неоднократно, по мере наполнения законопроекта новыми поправками, выражали свою тревогу предстоящим государственным регулированием отрасли. После того, как закон все-таки приняли во втором чтении, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) отметила, что не исключает риска повышения цен, резкого сужения ассортимента продовольственных товаров в России.

Закон содержит статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более чем 90 дней, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более.

Закон запрещает органам местной власти устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных, правила торговли. Также местная власть не сможет принуждать ритейлеров и поставщиков к повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот, кроме того, запрещается ограничивать свободное перемещение товаров между локальными рынками.

Также закон обязывает арендодателей нестационарных торговых объектов предоставлять малому и среднему бизнесу 60% площадей.

По словам помощника президента РФ Аркадия Дворковича, Совет Федерации рассмотрит документ в двадцатых числах декабря. По его словам, ожидается, что президент РФ Дмитрий Медведев подпишет закон до конца года.

Принципиальная позиция 

Председатель профильного комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров считает самой главной составляющей нового закона "мощную систему антимонопольного регулирования по всей цепочке".

"Это принципиальная государственная позиция превентивного характера. Мы должны законом заранее определить порог доминирования и не дать предпринимателям переступить эти законодательные рамки", — сказал он.

Он отметил, что принципы, прописанные в законе — это принципы свободной конкуренции, необходимые для развития и регулирования цен. Закон, по его словам, не предполагает прямого регулирования цен и наценок, поскольку это невозможно осуществить на практике и противоречит принципам рыночной экономики.

Руководитель Рабочей группы по подготовке законопроекта, заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко отметил в свою очередь, что принятый закон устанавливает барьеры для применения разнообразных негативных практик во взаимоотношениях между торговлей и поставщиками.

"Бонусы за "доступ к полкам", навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требование об эксклюзивности договора, требование о предоставлении информации обо всех договорах с другими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товара, занижение цены и т.д. — все это должно уйти в прошлое", — сказал он.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments