За год на российском потребительском рынке объявлено о сделках на $15 млрд, в том числе крупнейших в своих секторах. PepsiCo готова побить рекорд для несырьевых компаний, заплатив за 66% акций «Вимм-билль-данна» (ВБД) $3,8 млрд.
Объем сделок M&A в потребительском секторе, объявленных в этом году, составит около $15 млрд, подсчитал аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. Кризис для инвесторов кончился: в этом году они готовы потратить столько же, сколько в 2008 г., и почти втрое больше, чем в 2009 г., отмечает он. По предварительным подсчетам mergers.ru, в потребительском секторе уже закрыты сделки на $8,9 млрд (без учета сделок на фармацевтическом рынке) — или 17,7% всего рынка M&A.
Интерес инвесторов смещается в сферу услуг, отмечает управляющий партнер проекта Mergers.ru / «Слияния и поглощения в России» Юрий Игнатишин: до этого основной объем сделок приходился на ТЭК или металлургию, а в этом году на первое место вышла телекоммуникационная отрасль. Потребительский сектор с учетом сделок на фармрынке занял второе место по общей стоимости сделок.
Результат 2007 г., когда в секторе было объявлено сделок на $25 млрд, остался непревзойденным, говорит Сафонов: тогда наряду с крупными сделками (Александр Занадворов договорился о выкупе доли в «7К инвест холдинге» за $995 млн, Enka Inssat — доли в «Рамэнке» за $543 млн, ГК «Меркурий» — в сети «Дикси» за $443 млн и др.) основной вклад внесло огромное число небольших сделок по всей стране.
Сейчас же покупки делают в основном крупные инвесторы. Средние и мелкие сделки стоимостью от $25 млн до $200-300 млн проводились год назад во время кризисного провала, отмечает управляющий партнер юридической компании Goltsblat BLP Андрей Гольцблат.
Иностранные компании поняли: у них осталась последняя возможность получить сравнительно дешевый билет на российский рынок, этим и объясняется их решение о крупных сделках, считает Сафонов. Например, капитализация ВБД на NYSE 1 декабря, накануне объявления о сделке с PepsiCo, была на 25% меньше, чем в январе 2008 г.
Владельцев бизнеса могло подтолкнуть к выходу из него понимание того, что динамика роста их компаний будет ниже, чем до кризиса, полагает аналитик «Тройки диалог» Михаил Красноперов. Благоприятную среду для сделок создало и снижение ставок по кредитам — для крупнейших заемщиков вернулись на докризисный уровень, отмечает он.
Весной Coca-Cola подала ходатайство о приобретении последнего крупного независимого производителя соков в России — «Нидан соки» (он, по данным Coca-Cola, занимал в этом году 13% рынка в денежном выражении). Сделку стоимостью $276 млн Coca-Cola закрыла в сентябре, доведя свою долю на соковом рынке до 32%.
В июне «Юнимилк» и Danone объявили об объединении молочных бизнесов. Они внесли в СП (мажоритарная доля будет у Danone) все свои молочные активы в СНГ. Danone заплатит 120 млн евро и получит опцион на выкуп оставшихся долей СП в 2014-2022 гг. «Юнимилк» и Danone в августе — сентябре, по данным Nielsen, занимали 16,3 и 11,7% молочного рынка в денежном выражении.
Главный сюрприз ждал всех 2 декабря, когда PepsiCo объявила о договоренности по приобретению 66% акций ВБД (примерно по 20% молочного и сокового рынков) за $3,8 млрд — с 32%-ной премией к рынку (вся ВБД оценена в $5,4 млрд). Компания начала выкуп с рынка остальных акций ВБД. Для PepsiCo сделка станет крупнейшей вне североамериканского рынка и выведет ее в лидеры российского рынка продуктов питания: с учетом ВБД ее доля на соковом рынке достигнет 50%. Комиссия по иностранным инвестициям сделку одобрила, ФАС ее «оценивает положительно».
В этом году заключены несколько сделок, переговоры о которых велись годами. Британский оператор Thomas Cook с 2005 г. вел переговоры со всеми крупными туркомпаниями в России. Договориться удалось с «Интуристом»: 25 ноября объявлено о создании СП, контрольную долю в котором получила Thomas Cook. «Интурист» внесет в СП туроператорский и розничный бизнес.
На розничном рынке крупнейшую сделку совершила X5 Retail Group, купив в декабре сеть дискаунтеров «Копейка» у Николая Цветкова. Х5 обошла американскую Walmart, которая почти год вела переговоры о покупке «Копейки». Конкуренция с крупнейшим ритейлером мира повысила цену сети примерно на 10% до 51,5 млрд руб. Непубличный ритейлер с 660 магазинами (у X5 к октябрю было 1630) ушел по коэффициентам торгующихся компаний — примерно за 12 EBITDA 2010 г., что «довольно дорого», подсчитала аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина.
В апреле сменил владельцев «Видео интернешнл» (ВИ). Девять человек, включая гендиректора ВИ Сергея Васильева, продали крупнейший сейлз-хаус страны структурам банка «Россия», «Сургутнефтегаза» и «Северстали», которые владеют «Национальной медиа группой», куда входят «РЕН ТВ» и «Пятый канал», компания «Национальные телекоммуникации», газета «Известия». Сумма сделки не раскрывалась.
Возобновились сделки и на рынке девелоперских проектов, причем их совершают как традиционные игроки, так и новые, замечает Гольцблат. «Если после продажи ВБД Давид Якобашвили, как он анонсировал, продолжит инвестиции в девелопмент, это усилит конкуренцию. Да и со сменой мэра Москвы рынок приходит в движение. У меня такое впечатление, что все хотят прыгнуть в последний вагон уходящего поезда», — рассуждает Гольцблат.
Оживляет рынок и психология предпринимателей. «Ощущение упущенных возможностей толкает вперед. Цена активов все еще выглядит привлекательной — значит, пора, иначе это сделают другие», — считает Гольцблат.
Самые неожиданные и крупные сделки года состоялись на, казалось, уже консолидированных рынках — соковом и молочном.