Ни одна компания не в состоянии разработать все необходимые сервисы самостоятельно, поэтому в этом году мы решили начать поиск талантливых молодых людей, которые создают новые технологии и приложения, — говорит Григорий Бакунов, заместитель руководителя департамента разработки компании «Яндекс». — Раз в квартал мы проводим встречи со стартаперами и, как правило, выделяем один-два проекта. Некоторые уже купили«. По его словам, компания рассматривает различные варианты приобретения стартапов: части или всей доли. Сколько проектов «Яндекс» уже купил, в компании уточнять не стали. (Про одну из сделок «Яндекса» см. статью на стр. 11.) В поиске новых команд «Яндексу» помогают несколько инкубаторов и стартап-сообществ, в том числе StartupPoint, бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ, GreenfieldProject.

«Компаний, которые системно занимаются поддержкой инноваций в России, не так много, — считает Ренат Гарипов, один из основателей компании GreenfieldProject. — Мы, например, помимо “Яндекса” сотрудничаем еще с Cisco». Стартапы и разработки молодых ученых также интересуют Google, Microsoft и Intel, работать в этом направлении начинают Rambler и Mail.ru, добавляет он.

Кого им надо

«Есть много проектов, которые напрямую не интересны “Яндексу”, их мы направляем в венчурные фонды», — рассказывает Бакунов. Для себя в компании отбирают те, что могут дополнить или серьезно улучшить сервисы «Яндекса» и привлечь широкую аудиторию на сайт. Это мультимедийные технологии (распознавание лиц, объектов на картах, 3D-моделирование объектов для карт, анализ и синтез речи), геолокационные сервисы (навигация, определение дорожной ситуации), анализ и структурирование информационных потоков и др.

Недавно «Яндекс» совместно с GreenfieldProject и InCube АНХ провел конкурс стартапов. Из 70 рассмотренных проектов выбрал только шесть: Speaktoit.com — виртуальный цифровой помощник, «говорящий» персональный ассистент для смартфонов; Color Pen — сервис для интерактивного обучения через интернет; UNICA Parking — технология для оплаты и бронирования парковок через приложение для смартфонов; 3DBank — банк 3D-моделей для бизнеса; геосчетчик — сервис для сбора информации о перемещении людей; Online Tours — сервис для подбора и бронирования туров.

Даром и не только

«Яндекс» готов безвозмездно делиться со стартапами своими технологиями и вычислительными мощностями, говорит Бакунов.

«Мы работаем в симбиозе с венчурными капиталистами и начинающими предпринимателями, помогая одним доводить проекты до уровня технологической зрелости, а другим — отбирать идеи, в которые стоит вкладываться», — рассказывает Михаил Цыганков, руководитель группы Microsoft по работе с технологическими предпринимателями.

По его словам, в компании работает несколько специальных программ поддержки стартапов: например, через программу BizSpark новые проекты могут бесплатно получить программное обеспечение, профессиональную поддержку и возможность продвигать себя через каналы компании. «Со стороны это выглядит как благотворительность, но на самом деле мы осуществляем стратегические инвестиции в развитие рынка в целом», — уверен Цыганков.

У стартап-инкубатора «Главстарт» пять стратегических партнеров, инвестирующих в инновационные проекты. Среди них «Яндекс», «Муз-ТВ» и компания HeadHunter. «Мы оказываем услуги по поиску проектов, консультируем и даем экспертизу, — говорит Аркадий Морейнис, генеральный директор компании, основатель интернет-сервиса Price.ru. — За это партнеры платят нам фиксированное вознаграждение». В дальнейшем «Главстарт» намерен расширять круг партнеров. «Сегодня уже понятно, что ни одна компания не сможет существовать без интернет-ресурса, — рассуждает Морейнис. — Поэтому мы готовы работать с компаниями, далекими от интернета, например ритейлерами, и консультировать их в том, какие направления и сервисы могут оказаться наиболее интересными и востребованными для их бизнеса».

Ни то ни се

«Сколько инвестиций требует проект — вопрос второй, главное — жизнеспособная идея и проработанный с точки зрения рыночных перспектив проект, — говорит Бакунов. — Часто к нам приходят ребята и предлагают создать сервис так называемой социальной афиши, с помощью которой пользователи могли бы объединяться в группы для совместных походов в кино, клубы, театры. Такой сервис безуспешно создавали многие. Популярным он быть не может, потому что все мы ходим куда-либо с родственниками или друзьями, а не с малознакомыми людьми из интернета».

Большая часть проектов строится вокруг продукта, а не потребностей рынка, отмечает Гарипов.

Самое важное при оценке стартапа — не идея, а команда, рассуждает Морейнис. «Идея стоит недорого, поскольку почти никто ничего принципиально нового не изобретает, — полагает он. — Важно, насколько человек готов реализовать идею. Иногда к нам приходят люди и говорят: мы не маркетологи, не экономисты и не айтишники, но у нас есть такой-то проект… Становится понятно, что довести его до конца они не смогут». Особенность инновационных проектов в том, что в процессе работы многие детали реализации и даже сама изначальная идея могут измениться, соглашается Гарипов.

Глупые или умные

«Когда-то я придерживался мнения, что есть умные ребята и есть глупые инвесторы, у которых много денег и они не знают, куда их вложить, — улыбается 29-летний Илья Макаров, выпускник МГУ и один из разработчиков системы автоматической авторизации пользователя на основе технологии голосовой биометрии. — Со временем я понял, что это не так: как раз разработчики в большинстве своем не знают, кому нужны их идеи. Общаясь с аналитиками и специалистами венчурных фондов, которые далеки от технологий, но знают специфику рынка, мы переписывали документы шесть раз!»

Макаров говорит, что необходимость в знании рынка его команда почувствовала, когда начала искать инвесторов. Молодые люди воспользовались исследованиями консалтинговой компании, специализирующейся на биометрической сфере. На дальнейшее изучение рынка уйдет до 60% средств, полученных от одного из фондов Российской венчурной компании, и лишь 30-40% — на технологическую часть проекта, подсчитал Макаров. «Если первые продажи окажутся успешными, то будем искать еще больше инвестиций», — говорит он.

Нет никакого алгоритма, будет проект успешным или нет, убежден Алексей Комиссаров, руководитель бизнес-инкубатора InCube Академии народного хозяйства: главное — как авторы проекта представляют свои идеи. «У нас были неплохие стартапы, которые не прошли конкурс только потому, что презентовали их без энтузиазма, — рассказывает он. — Инвесторов можно понять: если человек не может заразить их, то как он сможет заразить будущих партнеров и сотрудников?» Делать с этим ничего не надо — в бизнесе, как и в природе, действует закон естественного отбора, считает Комиссаров: идеи приходят миллионам людей, тысячи из них пытаются с ними что-то делать, и лишь единицы создают компании.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments